В 2022-м в российском театре не стало «Гоголь-центра», зато появились запрещённые имена и названия. Но ведь было и что-то хорошее? Да, и именно его мы вспоминаем.
Традиционное итоговое предуведомление: список далеко не исчерпывающий и стопроцентно субъективный. Кажется, впервые за всю историю Журнала CoolConnections в подборке нет петербургских спектаклей. Не по вине Петербурга, а по вине вашего обозревателя, за весь год – о, ужас – так и не выбравшегося в притихший северный город.
Ну так это не рейтинг; спектакли расположены в произвольном порядке; считайте материал авторской композицией,
составленной из того замечательного и выдающегося, что увидеть удалось.
Михаил ШИШКИН «ПИСЬМОВНИК» Восемь песен про любовь
Хабаровский ТЮЗ; постановщики – Константин Кучикин, Пётр Нестеренко, Михаил Тычинин
Проза Михаила Шишкина кажется неэкранизируемой (для таких текстов придумали англоязычный термин unfilmable) и тем более не подходящей для театральных инсценировок, хотя попытки периодически предпринимаются (тот же «Письмовник» в 2011-м ставила в МХТ Марина Брусникина; я пропустил, сравнить версии не смогу). Худрук Хабаровского ТЮЗа Константин Кучикин сделал практически невозможное – превратил многословный эпистолярный роман в лиричный и динамичный, интимный и эпический, нежащий слух виртуозно адаптированной для сценической речи прозой, но отнюдь не литературоцентричный спектакль;
живописное, поэтичное, переливчатое театральное действо.
Причём Кучикин сознательно бросает профессиональный вызов – его «Письмовник» открывается монологом Виталия Альбекова (он играет всех, кроме главного, мужских персонажей романа), взятым из другого сочинения Шишкина, «Урока каллиграфии»: «Заглавная буква есть начало, так что с неё и начнём. Это всё равно, что первое дыхание или крик новорождённого...».
Вот она, Литература Литературовна; готовимся к художественной читке букв, замысловато сложенных в слова; но ничего подобного;
дальше – урок исключительно театральной каллиграфии.
И иероглифы, возникающие в миниатюрной киноцитате из «Любовного настроения» Вонга Карвая – как аналог рукотворной режиссуры, мягко стирающей границу между сценой и залом: история распахивается в настоящее, проникает сквозь «четвёртую стену»; летит сгустком света и тепла в ледяном космосе.
«Письмовник» Шишкина построен как переписка влюблённых, Володи и Саши, разлучённых войной и временем: он пишет с китайского фронта почти забытого военного конфликта 1900-го года (поход на мятежный Пекин – как матрица всех грядущих войн и ХХ, и уже ХХI веков), она отвечает очевидно погибшему мужу из будущего. Начало спектакля он, Володя – артист Влас Булатов – встречает, как и мы, в зале, почти незаметный у края сцены; в проходе он разложит и свою походную, военно-полевую раскладушку. На сцене же – восемь девушек в неземном белом: роль Саши отдана Галине Бабуриной, Марии Бондаренко, Дарье Добычиной, Анастасии Дымновой, Елене Колесниковой, Татьяне Ланец, Наталии Мартыновой и Алине Цикуновой.
Обманчиво просто и абсолютно гениальный ход, обращающий дуэт «Письмовника» в хорал.
Лев ТОЛСТОЙ «ВОЙНА И МИР» в трёх частях
Государственный Академический театр имени Евг. Вахтангова; постановщик – Римас Туминас
Тему «война и мир» продолжает одноимённая вахтанговская сага – партизански проникшая в список итогов-2022 премьера 2021 года. Подробнее – в упоительном тексте Екатерины Рябовой; моё же личное открытие в этом спектакле – Юрий Цокуров в роли Николая Ростова; грандиозное актёрское и человеческое достижение.
Алексей ВАРЛАМОВ «ДУША МОЯ ПАВЕЛ»
Российский академический молодёжный театр; постановщик – Алексей Бородин
От русского эпоса XIX века – к советскому эпосу, фиксирующему рубеж 1970-1980-х годов, подозрительно ладно накладывающийся на современность; российская история – как взмыленный пони, бегает по заколдованному кругу. Подробнее о захватывающе большом рамтовском высказывании – здесь.
«Р» Сочинение Михаила ДУРНЕНКОВА на темы пьесы Николая ГОГОЛЯ «Ревизор»
Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина; постановщик – Юрий Бутусов
Снова о мрачных самоповторах российской истории; они отзываются даже в афише, с которой исчезло имя опального драматурга Дурненкова. Хорошо хоть спектакль пока остался; подробно об «Р» – здесь.
Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ / Савва САВЕЛЬЕВ «БЕРЕГИТЕ ВАШИ ЛИЦА»
«Гоголь-центр»; постановщик – Савва Савельев
А вот спектакль-призрак: увидеть его сейчас, после уничтожения «Гоголь-центра», невозможно. Но остаётся надежда на воскрешение видеоверсией; пока же читайте текст.
«МИР РИМ. ПОДМОСТКИ. ДОРОГА. ЭЛИЗИУМ» На основе трагедий Уильяма ШЕКСПИРА «Тит Андроник», «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан»
Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ, Малая сцена, Мастерская Индивидуальной Режиссуры; постановщик – Борис Юхананов
Суперпроект Бориса Юхананова – необъятный и всеобъемлющий; будет ли когда-нибудь ещё раз представлен live – вопрос открытый, но видеоверсия месячного осеннего марафона доступна. Текст, робко прикасающийся к вселенной «МИР РИМ» – здесь.
«НОНСЕНСОРИКИ ДРИМСА» Оперный сериал Бориса ЮХАНАНОВА из четырёх опер и увертюры
Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ; постановщик – Борис Юхананов, музыкальный руководитель – Филипп Чижевский
Ради «Нонсенсорик» приходится сделать исключение – включить в «драматическую повестку» музыкальный полёт из 1980-1990-х и личной биографии Бориса Юрьевича Дримса в звёздные фэнтэзи-дали. Подробнее – здесь.
Дэвид МЭМЕТ «ОЛЕАННА» Драма в трёх частях
Воронежский Камерный театр, Малая сцена; постановщик – Михаил Бычков
Пьеса американца Дэвида Мэмета – из 1990-х, но в стремительной, гиперскоростной версии Михаила Бычкова звучит диагнозом дню сегодняшнему – времени подмен. Подробно – здесь.
Михаил САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН «ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ»
Никитинский театр, Воронеж; постановщик – Дмитрий Акриш
Ещё один эффектный камерный спектакль из Воронежа; поставлен в прекрасном молодом Никитинском театре, пережившем – вроде бы, тьфу-тьфу, благополучно – потерю площадки. В декабре Никитинский побывал на гастролях в Москве; в наступившем году должен возобновить работу на новом месте; о суровых «Головлёвых» подробно – здесь.
«МОРФИЙ» Прохождение в одном действии по мотивам рассказов Михаила БУЛГАКОВА
Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина; постановщик – Антон Фёдоров
«ТУРБИНЫ. ДНИ» Спектакль по мотивам пьесы Михаила БУЛГАКОВА «Дни Турбиных»
«Бюро художественного проектирования», Музей М.А. Булгакова, Мастерская Брусникина; постановщик – Игорь Титов
Михаил БУЛГАКОВ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Театр Наций; постановщик – Робер Лепаж
Три радикально разных подходя к инсценировкам Булгакова; за включение лепажевского иллюзиона в список года огребу, наверняка, от коллег, мол, выбрал в лучшие новогоднюю ёлку. Подробно о «Морфии» – здесь, о «Турбиных» – здесь, о «Мастере и Маргарите» – здесь.
«ОЗОР» Соцмистерия
Мирнинский театр; постановщик – Елизавета Бондарь
Ференц ШАНТА «ПЯТАЯ ПЕЧАТЬ»
Московский Театр юного зрителя, сцена «Игры во флигеле»; постановщик – Елизавета Бондарь
Два спектакля Елизаветы Бондарь – но не дилогия; работая в уже узнаваемом стиле режиссёр избегает смысловых самоповторов. Текст о «Пятой печати» – здесь; про «Озор» немного подробнее – в репортажах с фестиваля театров малых городов (где жюри, куда входил и я, единогласно присудило «Озору» победу в малой форме) и с фестиваля театров Дальнего Востока (где призы не вручаются, и «Озором» я просто наслаждался).
«БЕГУЩИЙ ЗА ВЕТРОМ» («Җил артыннан») Сценическая адаптация Мэттью СПЭНГЛЕРА по роману Халеда ХОССЕЙНИ
Альметьевский Татарский драматический театр (Әлмәт татар драма театры); постановщик – Камиль Тукаев
Шедевральный эпос – единогласный победитель «большой формы» на фестивале театров малых городов; немного подробнее – в летнем репортаже из Нижнего Тагила.
«КАБАРЕ» Либретто Джо МАСТЕРОФФА по пьесе Джона ВАН ДРУТЕНА и рассказам Кристофера ИШЕРВУДА Музыка – Джон КАНДЕР, тексты песен – Фред ЭББ
Театр Наций; постановщик – Евгений Писарев, музыкальный руководитель – Евгений Загот
Мариус ФОН МАЙЕНБУРГ «КАМЕНЬ» Драма
Воронежский Камерный театр, Малая сцена; постановщик – Виктория Печерникова
Два радикально непохожих спектакля с местом действия в нацистской Германии. Подробно о «Камне» – здесь, о «Кабаре» – здесь.
«ШЕКСПИРГАМЛЕТ» Семья. Трагедия. Две части
Театр имени Моссовета; постановщик – Евгений Марчелли
Александр ОСТРОВСКИЙ «БЕСПРИДАННИЦА» Драма
Театр имени Моссовета; постановщик – Евгений Марчелли
Два дерзких формалистских спектакля Евгения Марчелли, выпущенных дуплетом, с невозможной разницей в месяц. Подробно о «БЕСприданнице» – здесь, о «Гамлете» – здесь.
«НОВАЯ ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ» Сочинение Константина БОГОМОЛОВА Трагикомедия
МХТ имени А.П. Чехова; постановщик – Константин Богомолов
Насколько скандальная и вызывающая, настолько и щемящая, и пронзительная работа года. Подробно – здесь.
Эдмон РОСТАН «СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК» Героическая комедия
МХТ имени А.П. Чехова; постановщик – Егор Перегудов
Ещё один мхатовский блокбастер; подробнее – здесь.
«ЧЕЛОВЕК ИЗ КАРИОТА»
Театр Труда; постановщики – Андрей Стадников, Павел Семченко
Тоже, по-своему, блокбастер, пусть и камерного формата. Подробно – здесь.
Виталий ФЁДОРОВ «СКАЗКА ПРО ТО, КАК МАЛЕНЬКИЙ АКЛЕ ПЛАНЕТУ СПАСАЛ» Путешествие в будущее
Хабаровский ТЮЗ, Новая сцена; постановщик – Виталий Фёдоров
«ХОРОШО, ЧТО Я ТАКОЙ»
Театр «Практика»; постановщик – Андрей Гордин
Два по-честному детских спектакля, которые и взрослому – счастье. Актёр и режиссёр Виталий Фёдоров обращается к реальной малышне, от трёх лет, рассказывая сказку про одиссею крошечного северянина в поисках настоящей ёлки. Как бы поучительно, с уроком экологии, но так талантливо и задиристо весело, что на назидательность не остаётся и намёка; на сцене не школа, а магия. О режиссёрском дебюте Андрея Гордина подробнее – здесь.
Как говорят в Мастерской Брусникина, сегодня будущее кажется невозможным, но мы постараемся. Об этом, в общем, и итоги.