Зиганшина – в роли старейшей представительницы женской династии – в эпизоде, Толстоганова, Шепелева и Лобанова – в главных ролях. Безупречно сыгранная, умная и дружелюбная по отношению к зрителю драма – победитель конкурса «Русские премьеры» на Московском международном кинофестивале.
У топовой журналистки Саши (Анна Шепелева), давно оставившей родной Петербург ради лощёной Москвы – редколлегия. Звонок молодой ещё матери (Виктория Толстоганова) выбивает из привычного ритма, заставляет срочно искать билет на «Сапсан»: младшая сестра Соня (Мария Лобанова) сбежала – узнав о смерти далёкого американского отца. Смерть мнимая, просто надоело матери придумывать, почему не связаться с призрачным папашей; впрочем, правда для Сони была бы – и окажется – ещё невыносимей.
Бежит девочка на балтийский берег, в загородный дом, трагикомично чеховское родовое гнездо – где жить сложно: воды после наводнения по колено.
Временный приют находится на относительно соседнем участке, где занят какой-то реставраторской работой Борис (Артём Быстров) – возможно, вторая половинка для одинокой Саши?...
Я сознательно спрессовываю в пересказ завязки фильма две его ключевые линии: та, где о женщинах, потерявших своих мужчин – драма; достаточно жёсткая история дисфункциональной, как повелось сейчас говорить, семьи. Та, где появляется идеально основательный герой Быстрова – мелодрама, кино мягкой надежды на красивую экранную любовь. При первом полноценном – в кинотеатре, не на компьютерном мониторе – просмотре во время ММКФ мне между этими краями «Луны» почудилась некая эмоциональная разобщённость. Когда снова увидел фильм на фестивале в Выборге, все противоречия исчезли.
Во-первых, далеко не каждый фильм выдерживает испытание вторым просмотром; «Край» же – легко, потому что он лёгок.
В самом хорошем смысле слова. У фильма, сюжет которого допускает надрыв и невротизм, завидно ровное дыхание. Наверное, возьмись за постановку автор сценария Наталия Мещанинова, получилось бы иначе – резче, больнее. У Самошиной – другой режиссёрский темперамент; она не нагнетает – не избегая колких тем; если позволительно использовать и кнут, и пряник, выбирает второе. Не поймите превратно: понравиться – не самоцель фильма. Короткометражные работы Светланы можно посмотреть в сети: здесь – «Как жизнь без любви», здесь – «Знак», здесь, в сопровождении прямой речи режиссёра – самая спонтанная из работ, «Ты, наверное, не помнишь». Все – о непростом и тяжёлом, и все – легки;
и среда, в которую, стартовав в урбанистических интерьерах из стекла и бетона, бежит «Край» – ускользающая нега короткого северного лета – очень про стиль и нрав фильмов Самошиной.
Во-вторых, «Край» – это фильм, где удовольствие смотреть на актрис; и в плане восхищения чисто кинематографическим профессионализмом, и в плане подключения к всамделишным, полнокровным героиням.
Драматургическая выверенность не довлеет: воздух разлит и в пейзажах, и в персонажах.
Куда ведёт история, в целом ясно – все несчастливые семьи тоже похожи, что бы ни утверждал граф Толстой. Уникальны взгляды, движение, электричество между Шепелевой, Толстогановой и Лобановой. И почти камео Эры Зиганшиной – не впроброс: к важному для Самошиной мотиву порой гнетущей в силу фатальной неразрывности связи поколений.