Маленькие любовные игры


Вадим Рутковский
16 декабря 2016

«Совместные переживания» в Центре им. Вс. Мейерхольда

Под новый год одна из ведущих экспериментальных театральных площадок страны выпускает камерный спектакль кинорежиссера Вики Приваловой.

Про постановки, рассчитанные на 50 и менее человек пишут редко, особенно, если это режиссерские дебюты. В общем, закономерно. Логично. И несправедливо. Часто в этих скромных проектах – будущее; молодость страны надо знать в лицо; сегодняшние новички, не исключено, – звезды завтрашнего дня. Вот самый очевидный пример: две ранних работы Константина Богомолова, «Что тот солдат, что этот» по Брехту на Малой сцене тогда еще Театра им. Н.В. Гоголя (в который почти никто не ходил, и актеров в зале было больше, чем зрителей) и «Бескорыстный убийца» по Ионеско на Малой сцене РАМТа – кажется, их мало, кто посмотрел и отрецензировал, а зря; я видел и запомнил, правда, тоже нигде про них не писал, обделил ноосферу и историю русского театра. Я не к тому, что режиссер «Совместных переживаний» Вика Привалова – новый Богомолов; вовсе нет; этот спектакль не про политику, культуру и общество, а про чувства и бег времени; это не претендующее на социальную остроту высказывание, а тонкое девичье рукоделие; арт-директор ЦИМа Елена Ковальская точно отрекомендовала его словом «чудесный».

И ЦИМ устраивает премьеру в подходящие предпраздничные дни: под Новый год сентиментальность не чужда даже конченым сухарям, и алкоголь-ёлки-мандарины-огоньки располагают к приятным совместным переживаниям.

Но у спектакля, безусловно, есть историческая ценность: это – театральный дебют совсем молодого кинорежиссера с большим, я не сомневаюсь, будущим.

Пока короткометражные комедии Вики Приваловой «Be a Man. 8 бит мужества» и «Красотка» начинают кругосветные путешествия по фестивалям, в сети можно хоть сейчас посмотреть снятый еще в годы обучения во ВГИКе супер-мультфильм «Как Гоголь нос написал» (несколько совсем ранних опытов и тизеры новых фильмов – на vimeo-канале режиссёра) – достаточно, чтобы оценить остроумие и оригинальность почерка. До «Совместных переживаний» Привалова участвовала в нескольких работах как видеохудожник – например, в спектакле «Практики» «Девушки в любви».

Тут есть соблазн обобщения: написать что-то про новый тренд – лирический женский театр, метаморфозу подзабытой «новой искренности», объединив «Совместные переживания» с «Девушками», постановкой Алисы Кретовой, актрисы из Мастерской Брусникина, по пьесе Ирины Васьковской.

Но любые обобщения – ложь; и те же «Девушки», использующие игривую анимацию Приваловой, ничуть не похожи на её собственный спектакль. «Девушки», вообще, довольно парадоксальны, превращают очень чувственную и очень женскую, щедрую на бытовые детали, эскизную «переживательную» пьесу екатеринбургского драматурга в холодный формалистический опыт, напоминающий, не знаю, умышленно или случайно, о фильмах певца некоммуникабельности Антониони. А «Совместные переживания» как раз про коммуникабельность, и Привалова, мастер меткой формы, придумала идеальное для свойского, неформального общения пространство.

В игровую зону Черного зала ЦИМа ведет узкий коридор – галерея «забытых вещей», серия перемежающихся страницами текстов милых сувениров, моментально запускающих цепь личных (и, думаю, теплых – я, во всяком случае, растаял уже на входе) воспоминаний: старый побитый мобильник, смятая жестянка от алкококтейля, аудиокассета No Doubt, жвачка Love Is... Ведет коридор к построенной из стульев улитке – разделения на сцену и зал здесь нет, актеры из группы «Эскизы в пространстве» входят вместе со зрителями и рассаживаются в лабиринте, до поры от зрителей неотличимые. Часть реплик (пьесу, основанную на реальных интервью, написал Евгений Казачков) тоже отдана зрителям: на входе каждый получает карточку с короткой фразой; её надо произнести вслух, когда соответствующий номер проецируется на стены; дальше актеры подхватят и продолжат реплику.

Это очень трогательная игра с текстом, и само содержание актерских монологов – хроники первой любви – располагает к доверительной игре друг с другом.

Монологи разнятся – от рассказов про нежные детсадовские увлечения и пионерлагерных исповедей до (в финале спектакль обретает эпическое дыхание) воспоминаний нынешних бабушек и дедушек о далеких свиданиях в эпоху «Сказания о земле сибирской» и «Свадьбы в Малиновке». Но все любовные истории красиво выстраиваются в одну, глобальную – о течении времени, воспитании чувств и космической справедливости, мудро обращающей самые болезненные опыты в пользу.

Кстати, про огоньки, которых сейчас тьма-тьмущая (простите за каламбур) на улицах. Важный сценографический элемент «Совместных переживаний» – зеленая лампа, которая зажигается в тот момент, когда историю о собственной первой влюбленности предлагается рассказать зрителям. Если пауза затягивается, вступают исполнители; в день, когда «Совместные переживания» видел я, «на выручку» пришли не участвующая в постановке актриса из Мастерской Брусникина Марина Калецкая и неизвестная девушка.

Мой призыв к будущим «обычным» зрителям – не стесняйтесь, смело говорите о своём; это тот спектакль, который не повторяется, и именно ваш сколь угодно сбивчивый и неотрепетированный текст может превратить его в уникальный зрительский и человеческий опыт.

PS Мне досталась карточка номер пять со словами «Я просто радуюсь, что ты есть». Собственно, о «Совместных переживаниях» нельзя сказать короче.