Жили-были совсем ещё не старик и вовсе не старуха – наши обычные современники, пара в районе тридцати лет; но приключилось с ними такое, что только в фильме «Папа» и увидишь (и вовек не забудешь) – в свободном доступе на платформе CoolPlay.
Он и она в обшарпанной малогабаритной квартире – двое из 144-миллионного населения России.
Думали о ребёнке – но с этим пока не ладилось. Однажды решил муж смотаться на зимнюю рыбалку – «на уху чего-нибудь наловить». И поймал – задубевших на морозе окуньков и особенного сомика, на вид рыбку совсем серую, но с возможностями рыбки золотой...
Первый же статичный кадр «Папы» – тесная кухня, ржавая стиралка, кафель с зеленцой, побитая табуретка, кипяток из эмалированного чайника: быт чернушный как он есть. Но не спешите с выводами. Заурядное, до одури узнаваемое пространство – один из главных, наравне с людьми, героев «Папы» (и каждого фильма Виталия Уйманова); его гиперреализм прорывается в мистику, в потустороннее; давит, но и завораживает. В спецпроекте Cool доступен первый короткий метр Уйманова «Рыба» – в тексте к его онлайн-премьере я уже говорил про фантастичность запредельно точных бытовых картин. «Папа» честно заступает на территорию мира сказок, в нём есть чудесные метаморфозы – совершенно невероятная, отталкивающая и манящая, жуткая и забавная (и жутко достоверная) компьютерная графика. ё
Я очень хотел иллюстрировать материал ударным, для кого-то шоковым скриншотом, однако удержался, подумал, что это будет визуальный спойлер.
Но и без графики, без зловещего волшебства-мутации фильм излучает странное.
Да и только к крутому формальному эксперименту по переносу сказки в лютую бытовую среду «Папу» не свести.
Это сдержанный, лаконичный, с минимумом диалогов, однако бездонный портрет семьи; кино про отношения.
Исполнители человеческих ролей Пётр Зубарев и Александра Баушева, вроде бы, не делают ничего особенного, всё – на суперминималках, но приковывают взгляд сильнее любых монстров и пространств. Не дают забыть, что – вернее, кто – в искусстве главное.
Виталий Уйманов – режиссёр из Тольятти; в тексте о «Рыбе» есть его био и мои восторги перед магнетическим даром Уйманова преображать привычное – людей, пейзажи, события. В августе этого года Виталий второй раз участвовал в конкурсе фестиваля «Короче» с фильмом «Новичок» (Episode 1. The Rookie), тоже абсолютно удивительным проектом: делался как чисто коммерческая штука, реклама платформы виртуальных игр, эпизод первый посвящён шутерам. Получился тревожный, болезненный и неотвязный трип по граням реальностей.
Виталий Уйманов (на фото вместе с актрисой Александрой Баушевой) о «Папе»:
Идея фильм родилась в дни, когда я гостил у бабушки в деревне. В один из дней возвращающийся с озера рыбак скормил часть своего улова соседским кошкам. Я подсмотрел. Одна из кошек так смачно пережёвывала своего всё еще живого карася, что захотелось это запечатлеть. В общем, зарисовка «Кошка и карась» записалась на камеру, а потом уже родилась эта история... Правда, кошка из неё вылетела.
«ПАПА» В ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРЕ COOLPLAY