Возвращение на малую родину – вечный сюжет, который подвергается удивительным метаморфозам: тревожная, щемящая, живописная «Весна» в свободном доступе на платформе CoolPlay.
Пробирающий до костей нойз – клубная ночь; явь, неотличимая от грёзы; пьяная чёрно-белая теснота. И – вдруг – аудиосообщение, отправленное из туалета невидимому абоненту: «Я сегодня не приду. Я вообще больше не приду... Короче, я уезжаю. Насовсем».
Резкий срыв, на первом же доступном микроавтобусе – из мегаполиса в глушь; странное продолжение клубного трипа – трип в буквальном смысле, путешествие в родной регион,
где мэр объявляет конкурс на символ города (а ему по приколу подсовывают бетонный член вместо Ленина), бывшая (видимо) Оля всё ещё рада сжать твою руку, былые же кореша с сигаретами в зубах по-прежнему отирают бетон торговых центров и готовы (вряд ли в шутку) ударить под дых: «Чё, москвич, приехал?»...
Но нет, это не то, о чём вы подумали, это не чернуха, не реалистический очерк нравов глубинки. И поры «москвича» (Вадим Громыко, исполнитель главной роли в нашумевшем на выборгском «Окне в Европу» «Ровеснике») отчего-то источают не пот, нечто чёрное – нефть? смолу? дурную кровь? Ответов нет;
аномалия; и кино, которое не укладывается в стандартные формулы и формулировки;
работает с физиологией и физикой, но приводит к гипнотизирующей метафизике.
«Весна» (самое странное, если вникнуть, время года – надежд, чудес, то ли возрождение после зимней спячки-смерти, то ли преддверие умертвляющего зноя) складывается из типовых блоков рассказа о возвращении домой. Вот расплавляющий угар индустриального рейва – другой, столичный мир; вот сонная духота маршрутки, вот круги провинциальной жизни – утренняя встреча с чуваками из детства-юности, импровизированный недопикник у водоёма, алкаши у круглосуточных «Продуктов», отец с разбитым носом, удивляется, что сын курит. Всё так, как должно быть – и бывает – в жизни; и не так, не то, чем кажется.
Реальность не то, чтобы кусается – меняется, превращается, обескураживает, заставляет снова валить сломя голову, прочь от пятиэтажек и слякоти.
Куда? к природе Жан-Жака Руссо или природе народных сказок? Ответов, как уже сказал, нет, но есть эмоции, чувства, физический телесный контакт со средой – и героя, и зрителя. Есть «Весна» – воспринимается глазом, действует тактильно.
Никита Лохматов – выпускник вгиковской мастерской Алексея Учителя и Алексея Гелейна. В июне 2024-го на фестивале молодого кино «Новое Движение» в Великом Новгороде приз за режиссуру получил полнометражный фильм Никиты Миклушова «Мох», где Никита Лохматов играет главную роль. Два Никиты – однокурсники, на «Весне» Миклушов работал вторым режиссёром, у обеих картин общий оператор – Екатерина Андреева, оба фильма вышли под независимым лейблом «Киноязычество» и состоят в очевидном диалоге друг с другом. Сейчас, конечно, речь о «Весне» и её уникальном авторе, но за именем Никиты Лохматова мне нравится видеть часть новой независимой волны русского кино – невербального, неоязыческого, оперирующего тем, что не передаётся пересказом и любыми другими словами.
Никита Лохматов о «Весне»:
Весна – это лучшее время года! Это прощение, радость и новая надежда. Но как трудно порой бывает вырваться из холодных рук зимы! Наверное, для этого каждый должен пойти на какую-то жертву, переступить через свой страх.
В нашем фильме уже заждались тепла и света, но зима всё не сдаётся. Главному герою Серёже, похоже, самому придётся стать для всех «Весной».
От всей съемочной группы фильма желаю вам приятного просмотра! Мы надеемся, что наше кино откликнется в вашем сердце. Это кино о попытке убежать от самого себя, о судьбе и, конечно, о весне! Съемки растянулись по времени на два с лишним года, поэтому нам было так важно, чтобы «Весна» наконец встретилась со своим зрителем!
Наша съёмочная группа надеется, что вы влюбитесь в этот фильм так же, как и мы влюбились в него. Давайте приближать весну вместе с вами!
«ВЕСНА» В ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРЕ COOLPLAY