Возрастная неограниченность


Вадим Рутковский
17 июня 2022

В прокате без лишнего шума идёт спродюсированная Ильёй Найшуллером российская комедия «Молодой человек», дебют режиссёра и сценариста Александра Фомина, который грех не заметить

26-летний Павел Табаков играет 30-летнего неудачника Ивана Ревзина, отважившегося выдать себя за 17-летнего подростка – в корыстных целях личностного роста. Получилось смешное остроумное кино о том, что поиски утраченного времени – удел всех, а не только докоптивших небо до кризиса среднего возраста. И у каждого поколения – свои 90-е, лихие блаженные годы, в которые хочется вернуться


Для Вани Ревзина такое время – нулевые, о них напоминает музыка в его купленном ещё на Горбушке (где, где? – переспросит нынешняя школота) плейере: рэп – кал, не то, что рок позапрошлого (мама дорогая, уже позапрошлого!) десятилетия. Впрочем, и в те годы Ваня особо счастливым себя не чувствовал: пока ровесники отрывались и шли во все тяжкие, он учился, учился и учился. Потому что слушался маму (Ксения Кутепова), утешавшую сына тем, что он-то честным трудом покорит высоты, а бездельники и тунеядцы будут в помойках копаться. И что же? Золотая медаль, красный диплом и... работа мелким клерком в банке; да и та накрывается, вместо повышения – увольнение, боссу надо пристроить блатную. Зато школьный приятель Коля Ковпинец (Данила Козловский), который ни одной задачи честно не решил, на ЕГЭ шпаргалками торговал и вообще тот ещё жук, зарабатывает больше миллиона в день, о чём с доброй голливудской улыбкой рассказывает на ток-шоу Басты.

Такая справедливость.

Да, и жена от Ивана уходит – к некоему, очевидно, брутальному Арсену. Сброшенный со всех кораблей успеха Иван решается на авантюру: подделывает документы, подбивает маму хоть раз в жизни соврать и отправляется в летний лагерь – «школу лидеров» для подростков, рассчитывая своим знанием и опытом отбить у вундеркиндов приз в 10 миллионов рублей...


В «Молодом человеке» есть один промах, скорее, технический, но всё же раздражающий – недосмотр скрипт-супервайзера, монтажёров и, конечно, режиссёра, всему головы. Я про эпизод, в котором только прибывший в лагерь Иван есть суп: ест жадно, и вот тарелка уже почти пуста, а в следующем кадре – снова до краёв. Больше придраться не к чему.

Дебют Александра Фомина, сценариста сериала Данилы Козловского «Карамора» – легкий, но и пьянящий микс социальной сатиры, полной колких шуток в адрес правящей «партии жуликов и воров», с лирической и ностальгической комедией.


Ключевой сюжетный ход – неизбитый, но и не революционно новаторский: в фильме Ильмара Раага по сценарию Ярославы Пулинович «Я не вернусь» взрослая героиня, которой грозила тюрьма, выдавала себя за подростка и находила спасение в ненавистном детском доме. Не факт, что Фомин с этой историей знаком, резоннее вспомнить голливудский стандарт о неожиданном возвращении в юность, чётко сформулированный комедией «Папе снова 17». 

Но «Молодой человек» – не фантастика, здесь не про шанс подлатать прошлое, а про возможность продлить то мимолётное состояние, когда только небо, только ветер, только радость впереди.


Ближе всего ему по настроению шедевр Ричарда Линклейтера «Кажлому своё». Там, кстати, среди второстепенных героев был один вечный студент, который так любил играть в студенческий бейсбол, что по окончании одного колледжа перебирался, скрыв истинный возраст, в другой. Похожая байка, рассказанная корешем Артуром (бойкий кинодебют рэпера и тиктокера Rakhim’а), и вдохновляет Ивана поиграть с судьбой. Благо внешность позволяет. Это в великом фильме Андрея А. Эшпая «Шут» главный герой – умный и наглый подросток конца 1980-х – бросал в спину прохожего «Молодой человек!», а когда тот радостно оборачивался – «Это вы мне?» – садистски уточнял: «Ну какой же вы молодой».

Тридцатилетке Ревзину шутены не грозят; наоборот, каждый второй завистливо спрашивает: «В холодильнике спишь?»


Не знаю, стоит ли благодарить за фамилию героя блестящего искусствоведа и архитектурного критика Григория Ревзина; думаю, что да, стоит,

навряд ли Ваню так назвали случайно.

Для тех, кто помнит расцвет русского глянца и газеты «Ъ», слово «Ревзин» – не пустой звук (а для тех, кто не помнит, просто редкая фамилия). Здесь же всё, в конце концов, про смену времён и поколений; про уходящие и новые слова. И Ингрид Олеринская в роли вожатой Леры, в которой Иван находит свой «краш» – привет дилогии Романа Каримова «Неадекватные люди»: дебютировав в первой части семнадцатилетней, Олеринская отыграла взросление в сиквеле, снятом 10 лет спустя.


Есть в «Молодом человеке» и прямая отсылка к биографии не героя, а артиста: Ковпинец – типичный мерзавец путинской эпохи, эдакий лощёный олигарх, кооперированный с чиновными структурами, нахрапистый демагог, которому хоть плюй в глаза, оботрётся и скажет «Божья роса!» – разразится нарциссичным спичем, в котором припомнит заслуги артиста Козловского: «я и тренер, и пожарный».

Мда, я-то уже взрослым застал дни, когда Козловский, вчерашний студент Льва Додина, только начинал.

Помню – и помню, что ж теперь; даже Ревзина 14-летняя воздыхательница Настя (Валентина Ляпина), принявшая ботана за плохого парня, попрекнёт: «так мой папа говорит». Все такими будете.