На свидание в любую погоду


Вадим Рутковский
30 октября 2021

Фестиваль «Новое британское кино» начинается с онлайн-показов

Три фильма, представляющие магистральные жанровые направления, и эффектный сборник анимации – в виртуальном кинозале Cool Play (пока обычные кинотеатры закрыты).


Бритфест – почтенный смотр современного британского кино в России; в 2021-м проводится в 22-й раз; по независящим от организаторов причинам – в гибридном, как теперь принято говорить, формате. Начало Бритфеста совпало с локдауном в Москве, однако не бывает худа без добра: часть фильмов программы доступна для домашнего просмотра. Это коллекция из 12 анимационных работ и три полных метра – «После любви», «Свидание с Эмбер» и «Убийственный ланч Пола Дуда»; за каждым – свой культурный пласт.


«После любви» – крепкая драма, интригующе совмещающая несколько мотивов. Начинается как кино о проживании утраты и примирении с горем: Ахмед, муж главной героини фильма Мэри, скоропостижно умирает. Дальше – неожиданный поворот: Мэри узнаёт, что в другой стране, но на самом-то деле всего в нескольких милях от английского Дувра по воде, во французском Кале у Ахмеда была другая семья – жена и сын. И Мэри отваживается переступить порог того чужого дома, где о смерти самого близкого не только ей человека ещё не знают; и драма приобретает детективный оттенок...


В тугой узел острых отношений вплетена и тема религиозной идентичности: после брака Мэри приняла мусульманство. Весь фильм – как многогранник, отражающий разные психологические аспекты.

Особого упоминания достоин дуэт (а порой и дуэль) основательной англичанки Джоанны Скэнлан и хрупкой француженки Натали Ришар.


От драмы – к двум очень разным комедиям. «Свидание с Эмбер» можно было бы назвать школьным ромкомом, если бы Эдди и Эмбер не связывал, скорее, вынужденный пакт. Дело в том, что и Эдди – сына авторитарного милитаристского отца, уготовившего отпрыску жёсткое военное образование, и Эмбер – дочь взбалмошной вдовы и самоубийцы, не привлекает противоположный пол. Но признаться в гомосексуальности – даже не родителям и одноклассникам, а самим себе – подросткам невозможно; вот они и решают изображать влюблённых – насколько получится...


Переходный возраст всегда приносит боль – но и кайф; и, при всех сложностях самоопределения героев, ирландско-британское «Свидание с Эмбер» не зацикливается на проблемах, предпочитая сглаживать все острые углы мягким юмором.

Миролюбивый фильм с обаятельными артистами и бесспорным посылом: будь собой и будь, что будет.


«Убийственный ланч Пола Дуда» – комедия чёрная; без этого жанра Британия немыслима. А фильм Ника Гиллеспи ещё и очень толково сочетает гротеск с реализмом; вот правда, невозможно не сопереживать сорокалетнему чудачку Дуду, когда он, рискуя опоздать, вместе с прикованной к креслу-каталке старушкой-мамой мчит на конкурс «Лестница в завтра». А препятствия возникают каждую минуту, и все связаны с «человеческим фактором», то бишь, мерзким поведением негодяев, мешающих жить хорошим людям. Дуд, влюблённый в танцы, блёстки и стиль Зигги Стардаста в целом, очень хороший человек, но обстоятельства вынуждают даже его задуматься о мести...


Параллель между «Убийственным ланчем» и голливудской классикой 1990-х – триллером «С меня хватит!», где доведённый до бытового отчаяния «маленький-маленький» человек Майкла Дугласа вставал на тропу войны – оправдана.

Только здесь всё смешно и заканчивается – не считайте это спойлером – хорошо для хороших.

Как должно быть.