В главной мужской роли – Хью Грант, смело смотрящий в глаза возрасту и исключительно зловещему персонажу по имени мистер Рид. Но природный дар шармёра Гранта не оставил – неудивительно, что две религиозные девушки-мормонки легко переступают порог уединённого дома Рида.
Сестра Пакстон – совсем скромница, сестра Барнс чуть развязнее (захватывающие работы восходящих звёздочек Хлои Ист и Софи Тэтчер, играющих с красотой и двусмысленностью непорочности), может даже порассуждать о целесообразности презервативов размера XL. Но ничего дурного себе тоже не позволит ни при каких обстоятельствах. И пусть хулиганки-ровесницы сколько угодно потешаются над служительницами Церкви Иисуса Христа;
ни крутые подъёмы, ни ненастье не помешают благонравным девушкам посещать людей, проявивших интерес к Богу.
Дом, где будто бы на краю света поселился голубоглазый мистер Рид, станет последним на их пути...
То, что никакой жены у мистера Рида нет, иллюзию подрумянивающегося в духовке черничного пирога создаёт ароматизатор, а дом запирается на сто замков и напоминает лабиринт, не то, чтобы тайна – всё есть в трейлере; добра от резко сменившего амплуа симпатяги Гранта никто не ждёт. Возможно, главный сюрприз этого хоррора – стилевой; доминируют в нём не экшн и мрачный gore (хотя и они присутствуют), но диалоги. Мистер Рид, конечно, маньяк, но маньяк-интеллектуал, богоискатель, эксперт в религиях народов мира,
и по своей сути «Еретик» оказывается почти что богословским диспутом с не самыми очевидными (но ни разу не богохульными – предупреждаю самых чувствительных из верующих зрителей) итогами.
Стремление поэкспериментировать с лабильным, открытым к разнообразным модификациям жанром хоррора можно только приветствовать. Дуэт Скотта Бека и Брайана Вудса – среди сегодняшних топ-имён; начинал с адреналинового упражнения в чистом грайндхаусе «Ночной огонёк», продолжил традиционно изуверским по содержанию, но довольно эстетским по атмосфере хоррором «Они» (Haunt), в прошлом году выпустил фантастический экшн «65» с Адамом Драйвером на чужой планете (его я пока не видел, потому не комментирую). Помимо режиссёрских работ, Бек и Вудс как сценаристы придумали франшизу «Тихое место» – серьёзные ребята.
И достоинство, и ущербность «Еретика» – как раз в его серьёзности.
Много слов и почти двухчасовая продолжительность (для фильма, где всего три главных действующих лица и одна основная локация – немало) не вредят занимательности: напряжение держится на «традиционных ценностях» – актёрских нюансах и визуальной магии (снят фильм Чон Чон-хуном, оператором Пак Чхан-ука). В плане идеологии, то бишь, драматургии готовьтесь к разочарованию: обещает «Еретик» больше, чем даёт.
Как и многие религии: кино совпадает с предметом своего исследования.