Двое – это слишком


Вадим Рутковский
23 сентября 2024

В прокате – броский и забавный телесный хоррор «Субстанция», получивший на Каннском кинофестивале 2024-го приз за сценарий

Режиссёр – француженка Корали Фаржа, место действия – Лос-Анджелес, страна-производитель – Великобритания, в главных ролях – американцы Деми Мур, Маргарет Куолли и Деннис Куэйд. Мечте о лучшей версии себя покорны все нации; в дополнение к этому плотскому шоу рекомендуем ещё 10 фильмов о встрече с собой


Элизабет Спаркл (Деми Мур) – угасающая звезда Голливуда; блеск славы остался в прошлом, и некогда говорящая фамилия Sparkle мало кому хоть что-то говорит. Элизабет лишают последней отрады – шоу аэробики; теперь даже какой-нибудь жиротряс, просиживающий зад у телевизора, не крякнет (по Высоцкому):

«Ого, однако же, гимнасточка! Ой, что творит, хотя в летах...».

Но вот неведомые силы подбивают Элизабет попробовать некую субстанцию, позволяющую извлечь из собственного тела улучшенную копию себя. И двойник появляется на свет – из хребта Евы, то есть, матрицы Элизабет; называет себя Сью (Маргарет Куолли), живёт полной жизнью – хотя по правилам субстанции обязательна строгая периодичность переключений раз в неделю. И наживает на свою голову – и голову матрицы – приключения...


«Субстанция» – кино насколько эффектное – как нажористый рекламный ролик с кубрикианскими понтами, настолько и простое; вот уже где означающее и означаемое идентичны.

Жажда вечной молодости и её последствия. Коварство славы. Сатира на белый цисгендерный патриархат – я не видел ничего отвратительнее, чем продюсер по имени, конечно, Харви (Деннис Куэйд), обжирающийся креветками. Сексплуатация, выдаваемая за её критику.


Не знаю, что ещё сказать; разве поделиться недоумением по поводу Каннского приза за сценарий: драматургия тут точно не самое сильное звено. Я даже не буду придираться к таким умеренно оригинальным ходам, как автокатастрофа, вследствие которой Элизабет оказывается в больнице, где медбрат подбрасывает ей рекомендательную бумажку насчёт субстанции. Тут промах помасштабнее.

Если субстанция не врёт, и нет никаких «она» и «я», и Элизабет со Сью – одно целое не только биологически, значит, у них должно быть общее сознание.

Понятно, что будь так, не было бы конфликта возрастов – не было бы ни женского боя, ни фильма. Тем не менее, что-то придумалось не так.


Но, повторюсь, много говорить про фильм – ни хорошего, ни дурного – не хочется; смотреть же его – классно; отличный аттракцион (не забываем, что кино по своей природе и есть базарный аттракцион) с яркими цветами «вырви глаз», агрессивным монтажом, нахальными шокерами. И абсолютной телесностью;

собственно, фильм «Субстанция» и есть тело. Тело как улика.

В этом его бодическая сила.

+ ЕЩЁ 10 ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ О КОНТАКТАХ СО СВОИМ ДВОЙНИКОМ – В ОТДЕЛЬНОМ МАТЕРИАЛЕ В ЖУРНАЛЕ COOLCONNECTIONS


Билеты в городах:

Санкт-Петербург
25 ноября, понедельник
«Кино&Театр» в Англетере
21:10 350 ₽