Режиссёр, впечатляюще дебютировавший сказочным фильмом о реальной любви «Рыба-мечта», экранизировал сценарий Сергея Тарамаева и Любы Львовой. Получилась история нездоровой одержимости, смягчённая авторской теплотой.
Стас и Пётр – молодые врачи, проходящие ординатуру по психиатрии. Застенчивый тихоня Стас (Егор Морозов) – классический ботаник, у которого все шансы превратиться в дотошного, но скучного доктора-профи. Пётр (Данил Стеклов), напротив, «настоящий буйный», забияка с саморазрушительными порывами; и расслабляется он за водкой и пельменями в шалманах где-то в районе МКАД, среди близкого к криминальному элемента. Они сошлись, как лед и пламя – обычный, в общем, союз противоположностей, испытывающих парадоксальную зависимость друг от друга.
Помимо медицины, у обоих парней есть несколько экстремальные увлечения.
В свободное от лекций и утренних обходов время Стас стреляет из лука (пронзённый стрелами святой Себастьян – один из провокационных эротических мотивов «Амбивалентности»). А Пётр играет на ударных в рок-группе, выступающей в окраинных московских клубах. Отношения друзей осложняются, когда у Петра начинается судорожный, изматывающий, взахлёб роман с Екатериной Сергеевной (Ольга Цирсен), матерью Стаса...
Настроение фильма иллюстрирует сцена опроса пациента – почти в самом начале, ещё в экспозиции: маленький безобидный человечек (Валентин Самохин) вдруг меняет ехидную интонацию на агрессивную, говорит с вызовом, почти нападает на стушевавшегося ординатора. В похожем диапазоне выступает и «Амбивалентность» – эмоционально лабильное кино, в котором туго сплетены три больших сюжета: о дружбе, об измене и о наваждении. Кстати, выделить одного главного среди трёх ключевых персонажей невозможно:
фильм очень бережно соблюдает паритет героев. И достигает впечатляющей человеческой полифонии:
в «Амбивалентости» определённо лучшие на сегодня роли сыграли востребованные молодые актеры Егор Морозов и Данила Стеклов. А для балерины Ольги Цирсен, выступившей сопродюсером, роль матери – эффектное возвращение в кино, где Цирсен дебютировала ровно 20 лет назад, в мелодраме Рауфа Кубаева «Белый танец».
Интригующей психофизикой фильма мы, скорее всего, обязаны разнице в темпераментах и мировоззрении у сценаристов и режиссера. Сценарий – Сергея Тарамаева и Любы Львовой; если вы видели их собственные фильмы «Зимний путь» и «Метаморфозис», то знаете, к чему неравнодушны эти авторы: неврозы, экзальтация, надрыв, губительная страсть и болезненность в самых разных проявлениях. Режиссёр прекрасной «Рыбы-мечты» Антон Бильжо кажется автором гораздо более уравновешенным. То есть, он честно экранизирует всю придуманную сценарно-супружеским дуэтом психопатологию, но остается сторонним наблюдателем, когда история делает крен в сторону нездорового триллера. И заметно оживляется в эпизодах, проникнутых неожиданной душевностью. Лучший из них – день рождения Стаса:
напряженное застолье, во время которого на Екатерину Сергеевну смотрят три пары обожающих глаз: муж, сын и лучший друг сына.