Антигероя – «колбасника» и «советского вельможу» Бабичева – играет звёздный Михаил Пореченков, роль его невольного соперника Николая Кавалерова стала серьёзным достижением молодого мхатовца Алексея Краснёнкова
«Странная вещь – хорошие книги забываются».
Юрий Олеша Из «Заметок писателя»
На входе в зал невидимые радиоприёмники транслируют попурри из советских песен; «всё выше, и выше, и выше» смешивается с бодрым стуком печатной машинки и тяжёлым дыханием заводских станков; сцена скрыта деревянным занавесом в эстетике русского авангарда. Время – советские 1920-е – задано верно, узнаётся сразу. Ему принадлежит шумный московских хор жильцов, обсуждающий едва ли не мистического «человека с жёлтой подушкой»: ходит, бродит и наводит ужас на граждан, превращая портвейн в воду;
«вы об этом тише говорите», «это вы сейчас про что рассказываете?» – понижает народ голос на тревожный шепоток;
лучше не шуметь, молоко-уборная-на службу – нормальный мещанский распорядок дня; у редких счастливчиков – адьюльтерные приключения; а этого, что с неясными целями захаживает в квартиры и пивные, «в конце концов арестуют».
На самом деле, нет, не успеют, хоть и величает он себя заговорщиком – рискованно по любым российским временам. Позёр, франт, фигляр и провокатор – в том смысле, что подстрекает тихих граждан к проявлению бурных чувств – Иван Бабичев (Артём Волобуев). Брат – и полная противоположность – Бабичева Андрея Петровича, директора треста пищевой промышленности, проще говоря, колбасника. Андрей Петрович содержит приёмную дочь Ивана Валю (Софья Райзман) и даёт приют амбициозному, но неудачливому молодому человеку Николаю Кавалерову: подобрал пьяного и жалкого (но не только из доброты – предполагая помощь в написании книги). Кавалеров появляется первым – из щели, похожей на вход в нору, где приходится прятаться такому не вписавшемуся в исторический поворот олуху, что только и грезит,
как бы поднять шлагбаумы, мешающие одаренному человеку ступить на тропу славы.
Вот основные фигуранты хитрой, балансирующей на лезвии сатирической бритвы, и фарсово-издевательской, и глубоко драматичной истории, придуманной Юрием Олешей; изначально – в романе «Зависть», переделанном через два года после публикации в пьесу (которую уже Женовач дополняет прозаическими монологами «Зависти»).
Боль и слава текстов Олеши (боль, понятно, в первую очередь для постановщиков) – в неоднозначности, многомерности оценок и захватывающе противоречивом отношении автора к героям (и с героями). Тут о «людях из прошлого» и «строителях нового мира», о мещанах, интеллигенции и дельцах, о безоглядных страстях и изматывающей рефлексии. Но без строгих акцентов, без революционного деления мира на чёрное и белое; собственно, об этом говорит Олеша в речи на I съезде советских писателей: «В каждом заложены ростки самых разнообразных страстей – и светлых и черных. Художник умеет вытягивать эти ростки и превращать их в деревья». Отчего тот же колбасник – воплощение нахрапистой жизненной силы, которое Пореченков играет с физическим, мышечным удовольствием спортсмена, берущего очередной рекорд – для кого-то из современников Олеши был «Четвёртым Толстяком», олицетворением победительной пошлости, а кто-то видел в нём черты Маяковского; Кавалерова одни и не без оснований считали альтер эго Олеши, другие, напротив, клеймили ничтожеством.
Женовач делает мозаичный спектакль, жанр которого – при всех необходимых большой мхатовской сцене элементах шоу – можно определить как размышление.
Не комедию – хотя здесь с лихвой смешных эпизодов и характеров; не трагедию – хотя кульминационная мизансцена с Кавалеровым, превратившимся в обреченного Пьеро, готового свершить убийство разнузданного здоровяка-Арлекина, леденит кровь. И аргументы в диалогах – не только слова, но и сами персонажи, их психофизика, стать и ёрничество, величие и карикатурность.
В МХТ «Заговор чувств» стал второй постановкой Сергея Женовача – и, отчасти, второй частью советской дилогии, начатой «Бегом» («В окопах Сталинграда» должны были выйти раньше «Заговора», но локдаун 2020-го года сломал планы).
Ещё очевиднее связь нового спектакля с «Самоубийцей» в «Студии театрального искусства».
Перекличку подчёркивает сценография Александра Боровского – «авангардистский» занавес окажется не монолитным, сплошь состоящим из поднимающихся створок-дверок; и Кавалеров покажется роднёй Подсекальникова, героя другой «сказки о колбасе»; а тихим надеждам молодого эрдмановского «самоубийцы» будет вторить выстраданное заветное желание «почтенного старика» – эпизодического, но незабываемого персонажа Виктора Кулюхина. В биографии Женовача были убийственно смешные – как «Владимир III степени», были заразительно радостные – как «Правда – хорошо, а счастье лучше», были жестокие – как «Брат Иван Федорович» – спектакли;
ни в одном никогда не было желчи.
Любых своих героев Женовач стремится если не полюбить, то понять, и артисты в этом предприятии – первые заговорщики.
© Фотографии Александра Иванишина предоставлены пресс-службой театра
Другие спектакли Сергея Женовача в Журнале CoolConnections: «Мастер и Маргарита», «Заповедник», «Три сестры», «Старуха», «В окопах Сталинграда».