Виртуальная Венеция на «Флаконе»


Вадим Рутковский
3 сентября 2020

40 проектов из VR-секции 77 Венецианского кинофестиваля можно посмотреть в Москве – и это историческое событие

Анимационные приключения, квесты, остросоциальный док, медитативные галлюцинации: почти все разновидности vr-экспириенсов на трех этажах пространства «Куб» дизайн-квартала «Флакон». Вот ссылка на сайт проекта, мы же помогаем сориентироваться в море-океане виртуальной реальности.


С 2017-го года старейший европейский кинофестиваль славится самой объемной и продвинутой программой виртуальной реальности – для нее в Венеции обычно выделяли целый остров, Lazzaretto Vecchio. Я пропадал там часами – в ущерб «нормальному» кино на Лидо. Да и редкое кино сравнится с тотальным погружением в вымышленный мир: для некоторых проектов строили сложные декорации, в некоторых участвовали актеры-перформеры; новая технология вступала в тесный контакт с кино, театром и современным искусством. В 2020-м году карантинные меры не позволили открыть остров для публики, вся виртуальная реальность «переехала в онлайн» – вот, казалось бы, радость для тех, кто не добрался до Венеции. Однако с погружением в VR из дома всё не просто: фестивальная платформа совместима только с Windows, часть проектов не доступна без аккредитации ценой в сто евро, не говоря про необходимость сложного и разнообразного технического оснащения. 

Но есть и хорошие, да чего там, сенсационные новости: 40 проектов Venice VR Expanded 2020 года в дни фестиваля, со 2 по 12 сентября, доступны жителям девяти городов мира, среди которых и Москва.


Организаторами виртуального пришествия Венеции в Россию стали Less Media Group и Expo Content. Конкурс, состоящий только из мировых премьер, программа Best of VR и работы, сделанные молодыми режиссерами, участвовавшими в лаборатории Biennale College – всё на «Флаконе». Особых декораций и театра нет, из чего не следует, что экспириенсы, отобранные кураторами в этом году, простенькие – если не требуют ничего, кроме компьютера, шлема и иногда контроллеров в руках. Среди тех, что в день открытия успел увидеть я, есть совершенно выдающиеся. Но проявлять категоричность, мол, непременно посмотрите это, а вот на это не обращайте внимания, невозможно: виар велик и разнообразен; только вы сами можете решить, на чём сконцентрироваться. Подробно про каждого из участников программы можно прочесть на сайте Венецианского фестиваля или в русскоязычном каталоге.

Показы устроены максимально демократично: покупая билет, вы бронируете слот продолжительностью в один час, в течение которого можете смотреть всё, что пожелаете.

С желаниями лучше разобраться заранее: 40 проектов – не шутка, среди них есть диаметрально противоположные, и я имею в виду не степени свободы в перемещении по виртуальному пространству – а все проекты в каталоге фестиваля в этом году делятся на 3DoF и 6DoF (где DoF – Degrees of Freedom). Да, хотя бы школьный уровень в знании английского пригодится: некоторые проекты обходятся без диалогов, но большинство сделаны на английском языке или снабжены английскими субтитрами.


Венецианский VR стремится охватить и чистое искусство, и публицистику, и коммерческий развлекательный продукт: к последнему относятся те работы, что больше всего походят на компьютерную игру. Я их как раз избегаю – не из снобизма, больше потому, что руки – крюки, разгадывать виртуальные головоломки, управляя виртуальными предметами, – для меня не виртуальная, но реальная головная боль; и одним из любимых в этой программе стал датский VR-фильм «Тишина» (Hush), где как бы ничего и не происходит,

просто с продуваемого всеми ветрами северного побережья ты медленно, но верно перемещаешься в подводное царство.


Однако же среди главных хитов Venice VR Expanded – анимационная сюжетная игра «Гномы и гоблины» (Gnomes and Goblins), авторство которой принадлежит Джону Фавро, колоритному голливудскому актеру и не менее колоритному режиссеру, постановщику «Железного человека», нового «Короля Льва» и сериала «Мандалорец».

Фавро – в конкурсе,

а в разделе Best of VR выделяется шведская сказочная игра «Вниз по кроличьей норе» (Down the Rabbit Hole), основанная на «Алисе в Стране чудес».


Манипулировать виртуальными предметами предлагают не только игры: если вы не зажжёте спичку и не приоткроете дверь, не сдвинется с места действие красивого и трагичного «иммерсивного однопользовательского опыта» от израильтян Мишель и Ури Крано «Палач дома» (The Hangman at Home). Рокки, героиня документального фильма независимого американского режиссера Роуз Троше «Мы здесь живём» (We Live Here) – обитательница ветхой палатки, чей жалкий скарб лос-анджелесские полицейские пинками разбросают по аллеям парка. Но за десять минут до «выселения" бездомных из парка гостем Рокки становитесь вы –

и ваши прикосновения к коробке с фотографиями, открыткам, радиоприемнику или склянке с целебным порошком запускают истории из жизни Рокки.

Все решены в самых разных стилистиках – от дока до психоделической анимации.


По традиции, в венецианской подборке немало традиционных документальных фильмов – без чудес, но с тщательно зафиксированной в трёхмерном диапазоне средой. Самым занимательным – в силу актуальности – видится конкурсный проект «Ещё минуту» (One More Minute), хроника Китая во время февральского локдауна;

кладбищенски пустая площадь Тяньаньмен в формате 360 градусов – вот это аттракцион;

обычный фильм такого эффекта не произвел бы.


Немалый пласт занимает анимация – не только детская. Рядом с милейшей «Бабой Ягой» (Baba Yaga), сделанной уже практически классиком Эриком Дарнеллом (вы здесь оказываетесь Сашей, братом главной героини, отправляющейся в темный лес за спасительным колдовским средством) – брутальный, хмельной и адресованный, конечно, только взрослым «Человек под мостом» (Man Under Bridge) Ханны Вястинсало;

изобретательный портрет национального достояния Финляндии – писателя, бомжа и алкоголика Йохана К. Харью – и возможность испытать на себе всё своебразие национального характера за 7 минут.


Вот «Аякс Всемогущий» (Ajax All Powerful) – уморительный и местами почти вудиалленовский мультфильм о коварном джинне, который пользует мертвые души как кокаин, и хитрой девочке, одурачившей забавное чудовище с помощью адвокатского бюрократического крючкотворства. А вот «Замены» (Replacements), копродукция Индонезии и Японии, уместившая в 12 минут 40 лет из жизни одного квартала в Джакарте;

по ритму и настроению – как Хоу Сяо Сень 1980-х, но с чётким и злободневным политическим посылом,который, впрочем, уживается с горько-сладким удовольствием от наблюдения за бегом времени.


Я не стремлюсь описать всё – но понятно, насколько разнообразна программа Venice Vr Expanded.

Рискните, нырните с головой;

в следующем году таких зарубежных гастролей Венецианского фестиваля может не быть.