Женщины, тролли, биркебейнеры


Вадим Рутковский
11 октября 2016

Норвежское кино и норвежское искусство: неразомкнутые объятия

Комментировать фильмы можно по-разному. Для каждого из семи участников VII Фестиваля норвежского кино мы нашли по выдающейся арт-работе – от Мунка до Элмгрина с Драгсетом. В кино Норвегии есть всё, и любой фильм, будь то триллер, исторический экшн или детская мульт-сказка, выглядит как произведение изобразительного искусства. Посмотрим на схожие с ними сюжетами и настроением картины и арт-объекты.

1. «Последний король»

Здесь живописный предшественник очевиден: датированное 1869-м годом полотно Кнуда Бергслина (1827-1908) «Биркебейнеры» – так в оригинале называется и фильм, историко-приключенческий боевик о верных ратниках, спасших младенца-короля. По-настоящему захватывающее зрелище.


2. «Месть»

Все знают бога экспрессионизма Эдварда Мунка (1863-1944) – хотя бы благодаря «Крику». Особое место в его живописи принадлежит прекрасным и опасным женщинам – этот материал открывает «Вампир» (1893), написанный еще до рокового знакомства художника с Туллой Ларсен и будто предвосхищающий отношения, наполненные и страстью, и болью, и безумием. А вот «Смерть Марата» (1907), вольно трактующая подлинное историческое событие, убийство якобинского лидера Шарлоттой Корде. Подходящая иллюстрация к триллеру «Месть», героиня которого отличается такой же стальной выдержкой – и не менее решительно настроена на расправу с мужчиной.


3. «Магнус»

Магнус Карлсен – новый великий шахматист, которому посвящен динамичный неигровой байопик. Интересно сравнить современный шахматный поединок (например, нашего соотечественника Гарри Каспарова и еще маленького Карлсена) с драматичнейшими – при обманчивом внешнем спокойствии – «Шахматистами» (1886) Густава Венцеля (1859-1927), достойного ученика Кнуда Бергслина.


4. «Гранд отель»

А этой обаятельной трагикомичной мелодраме подойдет фрагмент инсталляции Элмгрина и Драгсета, созданной для выставки «Биография». Мужчина в бассейне – коллекционер мистер Б. – перекочевал в неё из работы, впервые показанной на Венецианской биеннале 2009 года: тогда скандально (в хорошем смысле) знаменитый дуэт датчанина Микаэля Элмгрина (род. в 1961-м) и норвежца Ингара Драгсета (род. в 1969-м) курировал национальный павильон северных стран. Герой «Гранд отеля» – тоже творческая личность, писатель в глубоком творческом, личном и алкогольном кризисе – и тоже одержим самоубийственными порывами. Правда, для него знакомство с мальчишкой – вроде того, что у Элмгрина и Дарсета смотрит на гибельную воду – обернулось спасением.


5. «Дриады: Девчонки не плачут»

Музыкальная девчоночья история – ей созвучны психоделические, напоенные мистикой и сказочными мотивами фантазии современного норвежского художника Кристера Карлстада (род. в 1974-м). Эта называется «Песня протеста» (2011).


6. «Добро пожаловать в Норвегию»

Это – социальная комедия на суперактуальную для сегодняшних западных европейцев тему: иммиграция. Среди норвежских художников социальной остротой славится Адольф Тидеман (1814-1876). Впрочем, фильму «Добро пожаловать в Норвегию» ближе всего его работа «Рождество по-норвежски» (1846) – и пейзажем, и приподнятой и озорной атмосферой; пусть без мигрантов и прочих видимых проблем, зато с безусловной правдой жизни.


7. «Солан и Людвиг: Большая сырная гонка»

Мультфильм о приключениях утёнка, ежонка и их друзей и соперников – образцовая сказка. А сказки в Норвегии ценят, не случайно среди самых популярных на родине художников – иллюстратор и график Теодор Киттельсен (1857-1914), эксперт по троллям и водяным, дока в колдовстве и волшебстве. И, конечно, мастер изумительных пейзажей, норвежской гордости и красы. Солану и Людвигу с Водяным встретиться не довелось, однако на нехватку приключений и встреч с удивительными существами они не жалуются. Того же желаем и вам!