Церемония награждения в 2020-м году пройдёт раньше обычного – уже 9 февраля. Выбирайте, за кого болеть, заранее. Хотя сюрпризов в списке немного – все названия на слуху и уже побывали на орбите «Золотого Глобуса».
13 января (на 10 дней раньше обычного) Исса Рэй, прославившаяся веб-сериалом «Неуклюжая чёрная девушка», и Джон Чо, известный по «Американским пирогам», «Сартрекам» и франшизе «Гарольд и Кумар», проснулись ни свет, ни заря, чтобы в телеграфном ритме обнародовать всех номинантов на «Оскар». Очевидно, Чо, кореец по происхождению, понадобился для того, чтобы без ошибок произнести имена создателей «Паразитов», номинированных не только в «иноязычной» категории, но и за режиссуру, и как лучший фильм.
Полный список доступен на официальном сайте Oscar.go.com, здесь – об основных участниках оскаровской гонки.
Номинация «Лучший фильм года»
На «Оскар» претендуют (в алфавитном порядке):
«1917» Сэма Мендеса
Большой военный экшн о невыполнимом задании на Западном фронте Первой мировой; возвращение автора «Красоты по-американски», «Проклятого пути» и «Дороги перемен» в «серьёзное» кино после пары дорогостоящих увеселений во вселенной Джеймса Бонда («007: Координаты Скайфолл» и «007: Спектр»). «1917» уже выиграл «Золотой Глобус» в номинации «Лучший драматический фильм», хотя это ни о чём не говорит: «Глобус» присуждает американская пресса, аккредитованная в Голливуде, а «Оскар» – члены Киноакадемии; их вкусы далеко не всегда совпадают. Российский прокат – с 30 января.
«Брачная история» (Marriage Story) Ноя Баумбаха
Сильная, грандиозно сыгранная Адамом Драйвером и Скарлетт Йоханссон драма – не только про ступени семейной жизни и личные отношения, но и про творчество. Подробнее – в репортаже из Венеции, где состоялась мировая премьера фильма и был дан редкий шанс увидеть эту продукцию Netflix на большом экране. «Брачная история» – один из немногих проектов платформы, достойный именно большого экрана; жаль, что выпал он ограниченному числу зрителей (и сборы в limited прокате едва превысили два миллиона долларов – при бюджете в 18).
«Джокер» (Joker) Тодда Филлипса
Злая реалистичная сага об антигерое из комикса про Бэтмена; «Золотой Лев» Венецианского фестиваля – в тексте о его итогах о «Джокере» сказано чуть подробнее; впрочем, вы и сами наверняка всё знаете – неприятный сердитый фильм посмотрели, кажется, все.
«Ирландец» (The Irishman. I Heard You Paint Houses) Мартина Скорсезе
Используя средства Netflix, Скорсезе проливает субъективный свет на тайну исчезновения Джимми Хоффы и омолаживает (порой рифмуясь с глаголом «лажает») любимых актёров компьютерными технологиями. Чуть подробнее об этом гениальном курьёзе – в Cool-киноитогах 2019 года.
«Кролик Джоджо» (Jojo Rabbit) Тайки Вайтити
Горькая историческая трагикомедия новозеландца Вайтити («Реальные упыри», «Тор: Рагнарёк») о 10-летнем Джоджо и его воображаемом друге Адольфе Гитлере.
«Маленькие женщины» (Little Women) Греты Гервиг
Актуализированная экранизация классического романа Луизы Мэй Олкотт о барышнях, чьё взросление совпало с годами Гражданской войны.
«Однажды... в Голливуде» (Once Upon a Time...in Hollywood) Квентина Тарантино
Новая глава альтернативной истории ХХ века по Тарантино; подробно (но без спойлеров) – здесь.
«Паразиты» (Parasite) Пон Чжун-хо; Республика Корея
Фильм представлен и в номинации за лучший фильм на иностранном языке (в которой вероятно победит), соответственно, подробнее об этом выдвижении – ниже.
«Ford против Ferrari» Джеймса Мэнгольда
Отлично сделанная драма о гонщиках – взрывном, неуправялемом и гениальном Кене Майлзе (Кристиан Бейл) и Кэрролле Шелби (Мэтт Деймон), к 1963-му перешедшему на «тренерскую работу», точнее, – в конструкторы революционного автомобиля, способного отнять победу в Ле-Мане у снобов Ferrari и принести её компании Ford. Для меня фильм крепкого профессионала Джеймса Мэнгольда неожиданно срифмовался – сам бы такого не смог предположить – с «Белорусским вокзалом» Андрея Смирнова. И там, и там – о непростой адаптации ещё не старых ветеранов Второй мировой к мирной жизни – с её цинизмом, бытом и пустотой. Ну а то, что Деймон и Бейл не похожи на Папанова и Леонова – разница культур; у нас – трагическая лирика под гитару, у них – неунывающий рок-н-ролл.
Сюрприз – в выдвижении на «Оскар» в основной категории южнокорейских «Паразитов». Два фильма из девяти номинантов принадлежат Netflix, их присутствие размывает привычные критерии отбора: по большому счёту, это «телевизионный» контент, миновавший традиционный кинопрокат. Безусловно, дабы соблюсти приличия (то есть, правила выдвижения), «Брачная история» и «Ирландец» побывали в ограниченном прокате Лос-Анджелеса, Нью-Йорка и некоторых стран, сумевших договориться с Netflix. Но факт остаётся фактом: «Оскар» признаёт, что кино теперь – это не только кино в кино, но и частный просмотр, в лучшем случае, на проекционном экране, в худшем – на карманном экранчике мобильного устройства.
Теперь о тех, кто претендует на «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке».
Поклонники «Дылды» (подробно о фильме – в репортаже с Каннского фестиваля; в том же тексте коротко о документальном фильме «Для Саны», вошедшем в соответствующую номинацию), утрите слёзы: спродюсированный Александром Роднянским второй фильм Кантемира Балагова побывал в шорт-листе, но не вошёл в пятёрку номинантов (в которой 3 из пяти фильмов – участники Каннского фестиваля). А вот кто вошёл:
«Боль и слава» (Dolor y gloria) Педро Альмодовара
Меланхолично-нарциссическая автобиография испанского классика, выигравшего «Оскар» в 2003-м, за драму «Поговори с ней». Подробнее (и недоброжелательно) – здесь.
«Земля мёда» (Honeyland) Тамары Котевской и Любомира Стефанова; Северная Македония
Документальный фильм о балканской пасечнице Хатидзе и, шире, конфликте мудрого, разумного союза с природой и по-звериному хищнического отношения к ней. Конфликт возникает, когда в уединённый горный край, где смиренно живёт Хатидзе, ухаживающая за престарелой матерью, приезжает многодетная семья турок-кочевников – пчёлам не поздоровится. В активе картины участие в тридцати с лишним фестивалях; две номинации на «Оскар» – венец года «Земли мёда».
«Отверженные» (Les Misérables) Ладжа Ли; Франция
Социальный экшн об огнеопасных окраинах Парижа; подробнее – в репортаже с Каннского фестиваля.
«Паразиты» (Parasite) Пон Чжун-хо; Республика Корея
Чёрная комедия про бедняков и эксплуататоров; «Золотая Пальмовая ветвь» Каннского фестиваля (немного подробнее о фильме – здесь, в репортаже про Каннские итоги); наиболее вероятный претендент на «Оскар» в этой номинации. Фестивальная популярность «Паразитов» не уменьшается и в 2020-м: на фестивале в Роттердаме, который открывается 22 января, Пон представит новую – чёрно-белую – версию. Чтобы фанаты не отвлекались на красивости и заценили суровую политическую суть?
«Тело Христово» (Corpus Christi) Яна Комасы; Польша
Жёсткая, снятая с католической истовостью драма о религиозном перерождении молодого делинквента; участник «Дней авторов», параллельной секции Венецианского кинофестиваля.
Можно сказать, что академики выбрали претендентов с острыми социальными мотивами, отказавшись от консервативных костюмных драм (к которым с натяжкой, но можно отнести и «Дылду»). Есть и более прозаическая версия: номинировали давно, уже по привычке любимого старину Альмодовара и тех, чей американский дистрибьютор проявил большую активность в продвижении.
Номинация «Лучший актёр»
Антонио Бандерас, «Боль и слава»
Леонардо ДиКаприо, «Однажды... в Голливуде»
Адам Драйвер, «Брачная история»
Джонатан Прайс, «Два папы»
Хоакин Феникс, «Джокер»
Очевидный джентльменский набор, ничего удивительного – кроме, разве что, отсутствия Тарона Эгертона, сыгравшего в «Рокетмене» Элтона Джона; он входил практически во все «предсказания».
Номинация «Лучшая актриса»
Рене Зелльвегер, «Джуди»
Скарлетт Йоханссон, «Брачная история»
Сиорша Ронан, «Маленькие женщины»
Шарлиз Терон, «Скандал»
Синтия Эриво, «Гарриет»
У Йоханссон в этом году две номинации: Скарлетт также претендует и на премию за роль второго плана в «Кролике Джоджо». Номинация британской актрисы и певицы нигерийского происхождения Синтии Эриво за первую значимую работу в кино – скромная дань политкорректности; скандал по поводу невнимания к достижениям афроамериканцев отшумел, Академия не ведётся на требования расового и гендерного равенства, предпочитая чистое искусство.
Номинация «Лучший режиссёр»
Сэм Мендес, «1917»
Пон Чжун-хо, «Паразиты»
Мартин Скорсезе, «Ирландец»
Квентин Тарантино, «Однажды... в Голливуде»
Тодд Филлипс, «Джокер»
Номинанты на премии за роли второго плана – на скриншотах; все номинанты – на официальном сайте премии.