Живой груз


Вадим Рутковский
10 июля 2017

В Москве стартовал театральный проект Cargo Moscow – захватывающее и меланхоличное путешествие в кузове грузовика

Историю, придуманную в берлинском театре Rimini Protokoll, адаптировал импресарио Фёдор Елютин, в активе которого и другой интернациональный опыт гениальных немцев – Remote Moscow. Cargo X существует в 39 городах мира, от Парижа до Варшавы, от Дублина до Дамаска, от Риги до Софии; Москва – 40-й пункт в географии проекта.


В этом театре зрительным залом становится грузовая машина, актерами – реальные водители-дальнобойщики, а сценической площадкой – кабина и город, по которому вас возят в течение полутора часов.

Как всё устроено?

Мы добираемся до метро Братиславская, проходим несколько метров по Мячковскому бульвару до дома 8, напротив которого стоит синий грузовик с длинным закрытым кузовом – такие обычно называют фурами.


Снаружи левая сторона кузова зеркальна – изнутри она окажется проницаемой (в одностороннем порядке) стеклянной стеной. Но когда мы занимаем место в одном из трех рядов внутри («зал» рассчитан на 50 зрителей), стена закрыта экраном: на него будет проецироваться то, что происходит в кабине водителей, а также видео и титры с информацией – самая традиционная составляющая спектакля, небольшая, но важная его часть.

В начале представления к нам выйдут Андрей Фомин и Роман Романов – представители двух поколений дальнобойщиков: Роман пошел в школу в 1985-м году, когда Андрей отправился в свой первый рейс. Коротко представившись, водители расскажут, что сейчас нам предстоит неблизкая дорога – многодневный путь из Магадана в Москву; в качестве груза (то есть, cargo) – мы, зрители.

Поездка начнется под песню Высоцкого «Мой друг уехал в Магадан» («Снимите шляпу, снимите шляпу! Уехал сам, ехал сам, не по этапу...»), и тут есть риск вообразить, что дальнейшие 90 минут окажутся этаким игривым аттракционом – «как будто мы не в столице нашей Родины, а на Дальнем Востоке». Но Cargo Moscow гораздо интересней, неожиданней и глубже.


Я постараюсь обойтись без спойлеров – на проекты Rimini Protokoll (здесь мой старый текст о Remote Moscow) хорошо приходить, ничего не зная о деталях, с чистым взглядом.

И в эти полтора часа вы действительно окажетесь в неожиданных местах (а привычные, вроде гипермаркета «Ашан» с его подземной парковкой, увидите в новом ракурсе) и столкнетесь с неожиданными героями (Роман и Андрей – главные, но не единственные участники Cargo Moscow).

Жанр постановки – спектакль-приключение – заявлен совершенно справедливо, только это приключение неторопливо и меланхолично, пронизано романтикой и грустью дороги, горько-сладким ощущением потерянности на необъятных просторах (что только усиливал дождь, шедший в день моей поездки внутри грузовика).

В этом опыте клаустрофобия (вы замкнуты в довольно тесном пространстве, вы погружены в частные истории водителей-проводников; в конце концов, вы подчиняетесь жесткой дрматургической конструкции) оказывается оборотной стороной российской (и вселенской) бесконечности. Начальная и финальная точки пути условны; уже после спектакля у меня в голове стала вертеться песня группы Nautilus Pompilius (под которую в конце фильма «Брат» Данила Багров запрыгивал в кабину дальнобойщика): «у холма нет вершины, у холма нет вершины, он круглый, как эта земля».


Cargo Moscow – путешествие в пространстве: сугубо российском, с его неуютом, красотой и особой тоской, и пространстве глобальном, планетарном, где каждый, независимо от профессии, благосостояния и степени оседлости, гость, бродяга и странник.

Cargo Moscow – путешествие во времени: немецкие режиссеры Штефан Кэги (на фото ниже – с Фёдором Елютиным) и Йорг Карренбауэр очень ловко сплетают российское настоящее и советское прошлое; ностальгические мотивы позволяют смело рекомендовать этот образец радикально экспериментального современного театра и консервативным зрителям старшего поколения (вообще, Rimini Protokoll уничтожает все границы, не только между видами искусства, но и между поколениями, выходя на новый уровень коммуникации).

Универсальные, не зависящие от сиюминутных политических дел совместные переживания в Cargo Moscow, конечно, доминируют, но и актуальный социальный мотив (без которого вряд ли возможен действительно современный и, как правило, левый театр) здесь есть – акция протеста «Улитка», ответ дальнобойщиков на введение системы «Платон», оператором которой вне конкурса стала компания Игоря Ротенберга (за этой бесстрастно поданной информацией – всё, что нужно знать об устройстве нынешней России).


Я сейчас повторю расхожую шутку (её вспоминает и фестиваль «Территория», на котором осенью покажут еще один проект Штефана Кэги «Наследие. Комнаты без людей»), о том, что Rimini Protokoll называют театром только потому, что это не музыка, живопись или кино.

Однако это настоящий театр, пусть и в предельно необычном пространстве. С отменными актерскими работами – непрофессионалов, с отважной легкостью убирающих барьер между игрой и жизнью, допускающих нас, сторонних наблюдателей, в своё личное пространство (похожий метод Rimini Protokoll использовали в показанной на фестивале NET «Пробе грунта в Казахстане»).

С безупречно продуманной «сценографией», которой становятся окраинные районы Москвы – не подумайте, что речь только о техническом моменте, мол, выбрали маршрут, где пробок поменьше; пейзажи и места, которые мы видим за стеклом, работают как тщательно выстроенная декорация. С интригующими сюжетными поворотами и точным музыкальным сопровождением.


Удивительный Cargo Moscow. Приключение. Путешествие. Театр.

PS Параллельно с Cargo Moscow Фёдор Елютин запустил и еще один лицензионный проект – Smile Off бельгийской театральной компании Ontroerend Goed. Это «сенситивное переживание для одного зрителя» (вместе с прошлогодней «Твоей игрой») дают на территории «Москонцерта», в Experience Space. Интересно сравнить две разновидности иммерсивного театра: Smile Off – противоположность Cargo Moscow, вычурная эстетская штука, где вас со связанными руками и повязкой на глазах на полчаса отправляют в сюрреальный мир соблазна и мягкого насилия.


© Фотографии проекта Cargo Moscow - Volker Hartmann и Даша Нестеровская