XV Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» впервые представляет большую кинопрограмму – 13 новых игровых и документальных фильмов, среди которых 12 российских премьер и одна мировая.
В начале года, когда начиналась работа над киносекцией «Территории», эта программа казалась, безусловно, важной и нужной, но всё же, скажем так, некоторой данью 15-летней годовщине фестиваля: «Территория», всегда ориентировавшаяся на взаимопроникновение искусств, не могла обойтись без кино. Всё изменилось в условиях мирового кризиса: теперь, когда границы между странами на замке и привезти зарубежные спектакли в Россию невозможно, именно благодаря кинопрограмме фестиваль остаётся масштабным международным смотром. Кино – мобильное, свободное, не зависящее от виз, авиасообщения и паспортных контролей искусство – ломает вынужденную изоляцию. Кино позволяет зрителям чувствовать себя гражданами глобального мира и доказывает, что искусство без границ – не просто абстрактная фраза. Это – реальность. А границы – миф; и каждый фильм программы говорит об этом на своём уникальном языке.
Внимание: участники «Территории: Кино» – не фильмы-спектакли, не спектакли, снятые для киноэкрана и не документации перформансов, хотя театр присутствует в большинстве работ – как действующее лицо, вторая реальность, жизнетворческая среда обитания героев. Но даже фильм «Евангелие» (Vangelo, 2016) Пиппо Дельбоно совсем не похож на его одноимённый спектакль, показанный в России в 2016-м году. Программа «Территория: Кино» – это именно кино, современное, актуальное, устанавливающее самые разные (включая телесные) контакты с театром, танцем, contemporary art. Порой коммуникация между искусствами происходит напрямую – как, например, в документальном эпосе «Партизан» (Partisan, 2018), коллективном кинопортрете Франка Касторфа и театра «Фольксбюне», порой она принимает причудливые фантастические формы – как в нежном и зловещем французском «Даниэле лицом к лицу» (Daniel fait face) или самом загадочном фильме кинопрограммы – аргентинском «Если бы я была зимой» (Si yo fuera el invierno mismo).
«Территория: Кино» аккумулирует разнообразные энергии. Неожиданная апроприация театральной эстетики кинематографом. Работы художников, одинаково уверенно чувствующих себя на экране и сцене. Документальное кино о том, из какого – буквально! – сора может вырасти по-настоящему живое искусство. Фильмы со звёздами, известными в России, благодаря «Территориям» прошлых лет, и фильмы, открывающие новые имена: мы помним об образовательной миссии фестиваля «Территория».
В вечер открытия будет показана картина «Если бы это была любовь» (Si c'était de l'amour; If It Were Love, 2020), вдохновленная перформансом «Crowd» француженки Жизель Вьен. Российская премьера фильма, чья слава началась в этом году на Берлинале, – первое знакомство с миром Вьен. Впрочем, можно быть сколь угодно далёким от театра и современного танца – это не помешает оценить виртуозность и кинематографическую красоту «Любви». Вымышленные истории, придуманные для героев самой Вьен и радикальным американским писателем Деннисом Купером, сливаются с реальными исповедями исполнителей; граница между документом и фантазией растворяется в томительном эротическом мареве. Сквозной же мотив фильма – жажда физического контакта и его невозможность – оказывается непредвиденно актуальным в эпоху «социальных дистанций». Второй фильм открытия – «Прогрессивное прикосновение» (Progressive Touch, 2020) американца Майкла Портного из конкурса МКФ в Роттердаме – длится всего 13 минут, но это 13 минут, которые могут потрясти мир. «Прогрессивное прикосновение» – хореографическое кино, фильм-танец, танцуют же здесь человеческие тела в состоянии наивысшего сексуального возбуждения. Спектакли, показанные на фестивале «Территория», не раз использовали человеческое тело как материал и предмет художественного осмысления; фильм Портного предлагает самый радикальный и новаторский взгляд (обладающий не только эротически провокационным, но и большим комедийным потенциалом).
«Система К» (Système K, 2019) – документальное кинопутешествие в Киншасу, столицу Демократической Республики Конго – и раскаленный котёл, в котором буйствует современное искусство: здесь оно создаётся из всего, что попадётся под руку, среди нищеты, в условиях, которые, вроде бы, в последнюю очередь располагают к творчеству. Бодрящий, позитивный – и потому жизненно необходимый в сегодняшнее сложное время фильм.
«Нарциссистер играет телом» (Narcissister Organ Player, 2018) – личный киноперформанс американского режиссёра-феминистки, скрывающей лицо маской, а настоящее имя – псевдонимом Narcissister. Образец радикального телесного искусства и интимного исповедального кино.
Совсем иной портрет создаёт документальная комедия «Быть Жеромом Белем» (Être Jérôme Bel, 2019). В ней Бель (на фестивале «Территория»-2020 также будет показан его собственный кинопроект «Ретроспектива») – герой, выходящий из-под контроля; неуправляемый художник, конфликтующий с режиссёрами; результат предельно нестандартен.
Затея перенести искусство в жизнь – реконструировать в домашних условиях три легендарных политических фильма – приводит к непредсказуемым последствиям молодых героев картины «Если бы я была зимой» (Si yo fuera el invierno mismo, 2020). Изысканная работа аргентинки Ясмин Лопес – о спонтанном театре, рождающемся в данном случае из классики протестного кино.
«Вся моя любовь» (All My Loving, 2019) – семейная драма с Ларсом Айдингером, частым гостем фестиваля «Территория», в одной из главных ролей. Мы знаем Айдингера как актёра вулканической энергии, актёра-магнита, часто становящегося центром притяжения для всех остальных исполнителей – тем интереснее увидеть его в ансамблевой картине, элегантно сплетающей истории трёх равнозначных персонажей.
Магический вечер, посвященный проницаемости границ между театром и жизнью, составят два фильма – российский короткий метр «3» (2020) и французский 50-минутный «Даниэль лицом к лицу» (Daniel fait face) (2019). «Даниэль» – гипнотический игровой дебют Марин Атлан; ключевая часть действия происходит в детском театральном кружке – и театр становится связующим звеном реальности и потустороннего, ключом к пониманию себя и защитным занавесом перед тревожным «большим», внетеатральным миром. «3» – документальный режиссёрский дебют продюсера Максима Воловика; не просто чарующий эскизный портрет трёх молодых актрис – Евгении Крегжде, Яны Гладких и Елены Николаевой – но эстетская театральная хроника, рождающаяся из стремления поймать в кадр мгновение, в котором актрисы – как мифологические богини – пересекают границы между игрой и повседневностью.
Важнейший участник кинопрограммы – экспериментальный фильм выдающегося немецкого режиссера Александра Клюге и задиристого филиппинского эксцентрика Хавна «Орфея» (Orphea, 2020). Старый миф обретает новую жизнь буйного политического коллажа и почти что мюзикла, в котором античный певец меняет пол на женский. Играет Орфею изумительная Лилит Штангенберг, в десятые годы – звезда «Фольксбюне», постоянная актриса Франка Касторфа (и то, что в нашей программе «Партизан» встречается с «Орфеей», разумеется, не случайно).
А фильмом закрытия станет «Шлингензиф: Вопль в тишине» (Schlingensief – In das Schweigen hineinschreien, 2020), эпический кинопортрет Кристофа Шлингензифа, самого неординарного, бунтарского и витального немецкого гения рубежа веков. Он умер от рака лёгких на пике славы, в 49 лет, в 2010-м году, успев спроектировать невероятный немецкий павильон для Венецианской биеннале 2011-го. Шлингензиф ставил безумные спектакли (включая оперы в Байройте и африканских глубинках), снимал наглые издевательские фильмы; его имя – синоним острого, политически и эстетически некорректного искусства. Эталонный герой фестиваля «Территория».