Триша Браун
Trisha Brown
Триша Браун родилась в Абердине, штат Вашингтон. Первое серьезное образование получила в Миллс Колледже (Калифорния), затем училась у Льюиса Хорста на курсах Американского фестиваля танца в Коннектикут Колледже. В 60-е годы начала работать над собственными постановками в Нью-Йорке, и к середине 60-х уже была признана одним из ведущих хореографов легендарного Judson Dance Theater который называли «очагом танц-революции». Вместе с Ивонной Райнер, Стивом Пакстоном и другими хореографами-реформаторами она изменила само представление о возможностях танца, расширила его рамки. Свой независимый дух и абсолютное неприятие непреложных догм Триша Браун сохранила со времен Judson Theater.
В 1970 году создала собственную труппу и вместе с ней начала исследовать территорию своей второй родины – Сохо. Ее работы раннего периода часто строились на взаимодействии человеческого тела с городской архитектурой. Танцовщики выступали на наплавных мостах, на крышах и стенах домов, заигрывая с законом всемирного тяготения: то демонстративно подчеркивая силу земного притяжения, то преодолевая ее. В одной из ранних работ хореографа – «Человек, спускающийся по стене дома», – уже были найдены идеи, впоследствии развитые не только самой Тришей Браун (в полетах, придуманных для «Орфея» Монтеверди в 1998 году), но и другими хореографами и режиссерами, помещавшими человеческое тело в неожиданный контекст.
С конца 70-х гг. занималась развитием математических или геометрических структур в танце, иногда прибегая к использованию текста, привлекая к сотрудничеству артистов других жанров – Роберта Раушенберга, Дональда Джадда, Лори Андерсон, Фудзико Накайя, Роберта Эшли, Джона Кейджа, – трансформируя и заново изобретая традиционное театральное пространство.
В 1986 году Триша Браун как хореограф приняла участие в постановке «Кармен» Бизе (режиссер – Лина Вертмюллер). С этого момента она начинает ставить танцы на классическую музыку. «М.О.» («Музыкальное приношение») на музыку Баха, первая из работ Браун, основанная на интерпретации музыкального текста.
Дебют Триши Браун как оперного режиссера состоялся в 1998 году («Орфей» Монтеверди). Затем последовали постановки опер «Лживый свет моих очей» и «От мороза к морозу» Шаррино (2001, 2006), и «Пигмалиона» Рамо (2010).
В 2004 году вместе с Лори Андерсон и Дженнифер Типтон создала балет «О, сложная» («O zlożony / O composite») для трех этуалей балетной труппы Парижской оперы. В 2007 году поставила «Я люблю своих роботов» совместно с японским художником и дизайнером робототехники Кендзиро Окадзаки.
Одна из последних работ Триши Браун – балет «Я вскину мои руки – если вы их поймаете, они ваши» (I'm going to toss my arms – if you catch them they're yours), созданная в сотрудничестве с художником Бёртом Барром, где главными элементами оформления были промышленные вентиляторы. Оригинальную музыку создал Элвин Карран.
Триша Браун являлась обладателем всех самых престижных наград в области современного танца.