Ретроспектива Александра Сокурова

Город:
Санкт-Петербург

Кинотеатры:
Аврора

Даты:
9–22 июня 2016



АЛЕКСАНДРА. Авторская редакция 2023 года
Aleksandra

Страны: Россия, Франция
Год: 2007
Режиссер: Александр Сокуров
В ролях: Галина Вишневская, Василий Шевцов, Раиса Гичаева, Евгений Ткачук, Андрей Богданов
Жанр: драма
Язык: русский, чеченский
Хронометраж: 1 час 30 минут
Возраст: 16+

Пожилая женщина Александра приезжает в военную часть навестить внука, офицера Российской Армии, служащего в Чечне. Туда, где только-только отгремела война. Она чужая в этом царстве молодых и сильных мужчин, но Александра приехала сюда не просто на свидание. Ее волнует не только собственный внук, молодой офицер, живущий только войной. Александра пытается понять этот «раненый» город, людей в нем. Ее чувства — гораздо сильнее пушек и танков. Надежда и вера, про которые все окружающие уже успели забыть. Она не может изменить мир, но может излечить души людей, вернуть их к жизни и подарить хоть каплю доброты и сострадания. Ко всем. Таким близким и таким чужим, но все же… людям.

Сокуров о фильме «Александра»

Наша новая картина сыграна в основном только актерами. Здесь меня интересует собственно характер. В этом фильме «коллекция» характеров. Влияние литературы, которое было и в прежних моих картинах, здесь многое определяет.

Вероятно, это связано с сюжетом, с темой. А может, дело в том, что я выступаю сам в качестве автора сценария. Эта картина в какой–то мере продолжает тему взаимоотношений между людьми разного пола и разного возраста, тему таких моих картин, как «Мать и сын», «Отец и сын», мотивы фильмов японской серии, где речь идет о впечатлениях от жизни уходящей — «Восточная элегия», «Смиренная жизнь», «Дольче».

В новой картине есть впечатления только сегодняшнего дня, люди, живущие сегодняшним настроением. Но при этом главный герой — персонаж лермонтовского типа. Немного фаталист, но не циничный, не ироничный, не жесткий, а трепетный человек. История превращения или выращивания мужского характера, это отчасти и толстовская традиция.

В картине кавказский фон. Но это не принципиально: на месте людей с Кавказа могли быть люди из других мест, любой национальности.

Мы снимали в Грозном, в Ханкале, где располагается группировка российских войск. Среди героев — военнослужащие, солдаты, офицеры и местные жители. Но в картине никто не стреляет, никто никого не убивает. Люди разговаривают друг с другом. Слушают друг друга, всматриваются друг в друга.

Наверное, нам всем этого не хватает. Мне этого всегда не хватало. Всегда ведь человек стремится к сокрытости. Особенно мужчина. Есть зависимость между мужественностью и сокрытостью. Человек стесняется быть искренним и сердечным — тоже проблема этой картины.

Награды и фестивали:

Каннский кинофестивальучастник программы
Международный кинофестиваль «Тёмные ночи» в Таллинне – приз жюри
Международный кинофестиваль в Тегеранелучшая женская роль

Материалы по фильму

Расписание:

Санкт-Петербург: Аврора

21 июня 2016, вторник

19:00 Александра