Джойс ДиДонато и Элис Кут в главных партиях в опере Жюля Массне
Либретто Анри Каэна на основе сказки Шарля Перро
Премьера состоялась 24 мая 1899 года в Париже, в театре Комической оперы
Сегодня французская опера второй половины XIX века ассоциируется с именами Бизе и Гуно, однако для современников ее безоговорочным королем был Жюль Массне (1842-1912). Прижизненное признание не вызвало у него звездной болезни: он отличался скромностью и дружелюбием, но прежде всего – колоссальной работоспособностью. Из более чем 30 написанных Массне опер сейчас лучше всего известны «Вертер», «Манон» и «Дон Кихот» – но «Золушка», созданная композитором в зените славы, им ничуть не уступает.
Премьера «Золушки» состоялась в Париже в 1899 году. Волшебная сказка, то смешная, то пронзительно трогательная, немедленно покорила слушателей. Либретто Анри Каэна дополняет сюжет Перро сценой, где Золушка и Принц между балом и примеркой туфельки встречают друг друга в волшебном лесу. Музыка Массне рисует Золушку и Принца как две родственные души, двух мечтателей в холодном и жестком мире. Даже их вокальные партии предназначены для женских голосов – сегодня эти роли обычно исполняют меццо-сопрано.
Постановка французского режиссера Лорана Пелли увидела свет в Санта Фе в 2006 году, и, успев побывать с тех пор в Барселоне, Брюсселе, Лилле и Лондоне, снова возвращается в Америку, чтобы «Золушка» Массне впервые прозвучала со сцены Метрополитен Оперы. Декорации Барбары де Лимбург ведут зрителя по страницам книги сказок, которые озаряет то чарующий, то безжалостный свет Дуэйна Шулера. Костюмы, созданные самим Лораном Пелли, сразу дают понять, кто из героев одномерен, а чей характер имеет оттенки, кто естественен, а кто искажен или загнан в рамки. И несмотря на повороты сюжета, нет сомнений, что волшебство все равно возьмет верх над обыденностью. Ведь музыка Массне – это всегда сказка.