Год: 2001
Страна: США
Режиссёр: Ричард Келли
В ролях: Джейк Джилленхол, Джена Мэлоун, Мэри МакДоннелл, Мэгги Джилленхол, Патрик Суэйзи, Дрю Бэрримор
Жанр: драма, триллер, фантастический
Хронометраж: 133 мин.
Возраст: 18+
1988 год. Донни Дарко – умный, но трудный подросток – живет в благополучном пригороде вместе с родителями и двумя сестрами, страдает сомнамбулизмом и посещает психотерапевта. Однажды ночью странный голос, оказавшийся двухметровым существом в костюме кролика по имени Фрэнк, зовет его на улицу, где сообщает, что через 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд этому миру наступит конец…
Причудливая картина о мрачном подростке и предчувствии конца света, в которой нашлось место путешествиям во времени, ментальным расстройствам, философским концепциям и двухметровому кролику.
Режиссер-дебютант Ричард Келли мастерски миксует научную фантастику, черный юмор и магический реализм, создавая то ли насмешливый портрет отчужденного поколения X, то ли романтическую историю о взрослении, то ли фантасмагорическую притчу о неизбежности смерти и трагичности жизни.
Хитросплетения сюжета не просто не дают заскучать во время просмотра, но и предлагают практически безграничный простор для интерпретации – не зря «Донни Дарко» будоражит умы зрителей уже больше 20 лет, побуждая создавать все новые его трактовки. В фильме так много слоев, смыслов и подтекстов, что он мог бы показаться слишком претенциозным и заумным, если бы не искренняя интонация, с которой режиссер показывает своих отнюдь не идеальных героев. Келли удалось ухватить то неописуемое чувство тревоги, меланхолии и одновременно завороженности нашим безумным миром, который так не хочется потерять.
Премьера «Донни Дарко» прошла на фестивале Sundance в 2001 году, где он получил весьма прохладный прием. В течение полугода создатели не могли найти компанию, которая бы решилась выпустить фильм в прокат. Келли, уже даже вырезавший около 30 минут хронометража, был близок к тому, чтобы продать «Донни Дарко» сразу на кабельное телевидение, что в те времена означало полный провал. Но неожиданно фильмом заинтересовалась компания Newmarket Films, только что успешно выпустившая «Помни» Кристофера Нолана. Именно Нолан и его жена Эмма Томас окончательно убедили Newmarket взяться за дистрибьюцию «Донни Дарко». Однако в прокате фильм ждала неудача: он вышел спустя всего несколько недель после трагических событий 11 сентября, зрители не горели желанием смотреть фильм о конце света с крушением самолета, а нескладная маркетинговая кампания только ухудшила ситуацию.
Парадоксально, но вторую жизнь «Донни Дарко» обрел именно после релиза на домашнем видео, за которым последовал повторный прокат, обретение культового статуса и выпуск режиссерской версии, которая наиболее полно раскрывает замысел Келли, в 2004 году. С тех пор фильм прочно держится в списках самых обсуждаемых и любимых зрителями фильмов 2000-х годов, а образ кролика Фрэнка остается одним из наиболее узнаваемых символов современной кино-культуры.
«Когда в прокат вышел первый фильм 26-летнего Ричарда Келли «Донни Дарко», это уже было чудом. Никто не верил в эту странную и ни на что не похожую картину, в этот чудной микс спилберговской подростковой фантастики и апокалиптических видений, снятый за 28 дней на смехотворный бюджет в четыре с половиной миллиона долларов.
Его почти не рекламировали: в ролике с неба падал самолет, а премьера была назначена на осень 2001 года и состоялась 26 октября – через полтора месяца после падения башен-близнецов. Его хотели выпускать сразу на телевидении, но, к счастью, продюсерам позвонил Кристофер Нолан и убедил их, что испытавшее шок человечество обязано увидеть пророческие видения Донни на большом экране.
Фильм все-таки вышел в прокат, но увидели его совсем немногие; он еле окупил свой бюджет. Быть может, травмированным американцам было еще слишком рано смотреть фильм про то, как проблемному подростку Донни является огромный чудовищный кролик и сообщает, что через 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 16 секунд наступит конец света. Может, им просто не захотелось вместе с Донни выслушивать диагноз его психоаналитика («глюки, отрыв от реальности, шизофрения») и наблюдать, как семейный дом в тихом калифорнийском пригороде втягивает в себя космическая бездна.
Но потом с фильмом приключились удивительные вещи. Критики в один голос провозгласили его шедевром, а самого дебютанта Келли – гением-провидцем. В артхаусном кинотеатре в Нью-Йорке «Донни» шел два с половиной года без перерыва, а на премьеру режиссерской версии, вышедшей три года спустя, билеты были проданы за считанные минуты.
Через пять лет после «Донни Дарко» Ричард Келли снял еще одну научно-фантастическую драму – «Сказки Юга» (Southland Tales, 2006). Этот фильм ждала та же печальная прокатная судьба, но уже не столь впечатляющие отзывы критики. Еще через три года он выпустил триллер «Посылка» (The Box, 2009), который некоторые похвалили, но большинство снова проигнорировало.
Вот уже почти десять лет Ричард Келли не снимает кино, но ходят слухи, что в тиши своего офиса он готовит сиквел «Донни Дарко». Даже если это не так, лучшего фильма для того, чтобы подарить себе незабываемый Хэллоуин, не существует. Все-таки редко бывает, когда от большого произведения искусства становится по-настоящему страшно».
Леонид Александровский, 2018
Награды и фестивали:
Кинофестиваль «Сандэнс» – участник программы
Международный кинофестиваль в Сиджесе – лучший сценарий
Международный фестиваль фантастических фильмов в Жерармере – лучшая премьера
Номинация на премию «Независимый дух» – лучшая мужская роль, лучший дебют, лучший дебютный сценарий