Год: 2022
Страна: Франция
Режиссёр: Сирил Лёйти
Жанр: документальный
Хронометраж: 100 мин.
Возраст: 18+
Попытка разглядеть человека за маской легенды – и одновременно прекрасный путеводитель по наследию отца французской «новой волны»
Первый же фильм Жана-Люка Годара «На последнем дыхании» открыл новую эпоху – после этого глотка свежего воздуха уже невозможно было снимать как раньше. Затем с космической скоростью последовали другие шедевры: «Маленький солдат», «Презрение», «Безумный Пьеро», «Альфавиль». Уже к концу 60-х Годар, с его тёмными очками и неизменной сигаретой в углу рта, хлёсткими высказываниями («Все, что нужно для фильма – это пистолет и девушка») и левыми взглядами превратился в факт поп-культуры, икону – что-то вроде Че Гевары от кино.
Последовавшие ещё более радикальные эксперименты с киноязыком привели к тому, что о нём стало почти невозможно говорить без штампов вроде «величайший режиссёр на свете» или «Годар – это и есть кино», пусть в какой-то момент этот вечный бунтарь и возвестил смерть кинематографа.
Теперь нет самого Годара (он умер в 2022-м), но фильм Сирила Лёйти не похож на торжественный некролог. Он смотрит на Годара не как на икону, а как на человека, который мог заблуждаться, страдать от одиночества, впадать в сентиментальность и быть занудой. Кадры из фильмов и со съёмочных площадок, фрагменты интервью и писем, слова тех, кто был с ним близок, и знатоков его творчества – визуально насыщенное и интеллектуально накалённое повествование показывает, как менялось кино Годара вместе с эволюцией его убеждений и событиями его частной жизни. Самое поразительное, что всё то, что Годар делал и говорил годы назад, кажется очень современным. Вероятно, чтобы оставаться современным, нужно быть свободным, а более свободного режиссёра (да и просто человека) сложно себе представить.
Награды и фестивали:
Венецианский кинофестиваль – номинация на приз Venezia Classici Award за лучший документальный фильм