Год: 2014
Страна: Великобритания
Режиссёр: Майк Ли
В ролях: Тимоти Сполл, Пол Джессон, Дороти Аткинсон, Мэрион Бейли, Карл Джонсон, Рут Шин
Жанр: драма, исторический
Хронометраж: 150 мин.
Возраст: 18+
Первое путешествие Майка Ли в прошлое британской высокой культуры
Первое путешествие Ли в прошлое британской высокой культуры
Венцом третьего периода фильмографии Майка Ли стала биографическая драма о последних двадцати пяти годах жизни гениального английского живописца Уильяма Тернера. Одновременно фильм стал апофеозом сотрудничества Ли и Тимоти Сполла, получившего за эту роль награду Каннского фестиваля в номинации «лучший актер». Обращение режиссера к живописи и богатой на раблезианские подробности биографии Тернера стало принципиальным по нескольким причинам. Для начала, Ли разом расправляется с одним странным недопониманием в отношении британской визуальной культуры в целом – как живописи, так и кинематографа. Недопонимание это традиционно состоит в том, что остальной мир считает британское визуальное искусство бледноватым и сильно уступающим континентальным образцам. Разумеется, те, кому посчастливилось видеть полотна Тернера собственными глазами (например, на грандиозной выставке в Москве), понимают откровенную бредовость этой репутации; теперь убедиться в этом сможет и более широкая аудитория.
Пример Тернера, который не был женат, имел параллельно двух любовниц, всячески эксплуатировал женщин и богатых покровителей – и вообще не отличался добродетельностью – является для Ли парафразой и «оправданием» жизни любого большого художника, коего (коих, всех) следует судить не по спорным моментам характера и неурядицам персональной истории, но только по великим делам их. Наконец, этот фильм – способ порассуждать о собственной значимости в контексте возраста и грядущих финальных аккордов карьеры: в конце концов, сегодняшний Майк Ли – ровесник своего героя. Пожилой Тернер, уже повсеместно признанный, продолжал скандализировать публику громкими художественными выходками – и оставался предельно актуальным художником до самого конца. Стоит ли говорить, что гений британского авторского кино Майк Ли имеет все основания рассчитывать на то же самое.
Награды и фестивали:
Каннский кинофестиваль — лучшая мужская роль, премия «Вулкан» лучшему техническому художнику
Премия «Британия» — лучший режиссёр