Год: 1950
Страна: Япония
Режиссёр: Акира Куросава
В ролях: Тосиро Мифунэ, Масаюки Мори, Матико Кё
Жанр: драма, криминал
Хронометраж: 88 мин.
Возраст: 18+
Япония, XI век. Дровосек, монах и крестьянин прячутся от грозы в развалинах ворот Расёмон и обсуждают судебный процесс, свидетелями которого были первые двое. Несколько дней назад на лесной дороге произошло жестокое преступление: разбойник убил самурая и надругался над его женой. Вот только показания участников инцидента никак не вяжутся между собой. Возможно ли докопаться до правды?
«Расёмон» – рассказанная с четырёх противоречащих точек зрения история преступления, поднимающая вечные вопросы правды, правосудия и человеческой природы. С помощью нелинейного повествования, ненадёжных рассказчиков и изобретательного визуального ряда Акира Куросава создал напряженный психологический триллер, в котором смешались притчевый символизм, традиционная японская культура и эстетика немого кино. Операторская работа легендарного Кадзуо Миягавы выстроена на игре света и тени, геометрических формах, экспрессивных крупных планах и абстракциях, мастерски иллюстрируя центральную идею фильма. Существует ли объективная правда? Может ли человек быть до конца честен даже с самим собой? Как в нашей памяти отражается реальность? И реально ли осуществить справедливое правосудие? Куросава одновременно безжалостен в своей морали и предельно гуманистичен: люди и окружающий их мир неидеальны, а дождь и солнце неизбежно сменяют друг друга, как смерть и жизнь.
Сегодня «Расёмон» не только находится в числе лучших работ Куросавы, но и считается безусловным шедевром мирового кино и одним из самых влиятельных фильмов в истории. Он дал название «эффекту Расёмона», термину, связанному с недостоверностью очевидцев и описывающему ситуацию, в которой событие получает противоречивые субъективные интерпретации. Этот прием можно обнаружить во множестве признанных картин, от «Подозрительных лиц» и «Помни» до «Исчезнувшей» и «Последней дуэли». Но главное, что «Расёмон» – великий фильм даже не потому, что произвел революцию в сторителлинге или открыл японское кино миру: спустя много десятилетий он продолжает оставаться важнейшим и универсальным высказыванием о человеке, обществе и истине.
«Расёмон» был отреставрирован в 2008 году совместными усилиями Архива Американской Киноакадемии, Национального киноцентра при Национальном музее современного искусства в Токио и компании Kadokawa Pictures на средства Kadokawa Culture Promotion Foundation и The Film Foundation. Новая копия была создана на основе 35-мм негатива, сделанного в 1962 году на основе оригинального негатива и хранившегося в коллекции Национального киноцентра в Токио.
Награды и фестивали:
Номинация на премию «Оскар» – лучшая работа художника (чёрно-белый фильм); специальный приз за лучший фильм на иностранном языке
Номинация на премию BAFTA – лучший фильм
Венецианский кинофестиваль – «Золотой лев»; приз итальянский критиков
Премия «Майнити» – лучшая женская роль
Премия «Серебряная лента» итальянского общества киножурналистов – лучший сценарий
Номинация на премию Гильдии режиссёров Америки – выдающаяся режиссёрская работа