RSC: Ричард II

RSC: Richard II

Год: 2013
Страна: Великобритания
Режиссёр: Грегори Доран
Художник: Стивен Бримсон Льюис
Художник по свету: Тим Митчелл
Композитор: Пол Инглишбай
В ролях: Дэвид Теннант, Найджел Линдси, Энтони Бирн, Майкл Пеннингтон, Эмма Хэмилтон, Оливер Рикс
Жанр: спектакль
Хронометраж: 158 мин.
Возраст: 16+

Пронзительная и трагическая история короля Ричарда II в исполнении Дэвида Теннанта

Бывают такие счастливые режиссерские и актерские союзы, которые, кажется, действительно созданы на театральных небесах на счастье всем зрителям. 

Художественный руководитель Королевской шекспировской компании Грегори Доран славен с одной стороны, своим тонким слухом к шекспировским текстам, а с другой – поразительной свободой в воплощении их на сцене. Помещая героев Шекспира даже в самые лаконичные декорации, он фокусирует внимание на актерах – и заставляет всю сцену дрожать от жизни. 

Дэвид Теннант, сыгравший у Дорана Гамлета и Бирона, обладает (помимо своих других многочисленных талантов, известных поклонникам его Десятого Доктора, злодея Килгрейва и слишком человечного демона Кроули) свойством произносить шекспировский текст так, словно мысль только что родилась в его голове и вот она складывается в слова у вас на глазах.

Трагическую историю одного из плеяды своих великих королей Шекспир написал полностью пятистопным ямбом – и этот самый разговорный стихотворный размер задает ритм всей постановке. 

В декорациях, сотканных словно из одного света, фигуры, облаченные в условные средневековые наряды, кажутся сошедшими со знаменитого Уилтонского диптиха – и при этом совершенно живыми людьми со знакомыми всем страстями, страхами, радостями, тоской и любовью.

На наших глазах Ричард II проходит свой путь от почти божественного всемогущества до полного одиночества. Но в столкновениях с врагами (Болингброк – Найджел Линдси) и старшим поколением (Джон Гонт – великий Майкл Пеннингтон), в потерях друзей (Омерль – Оливер Рикс) и любимых (королева – Эмма Хэмилтон) он не только не теряет достоинства, но к душераздирающему финалу пьесы обретает и глубокую человечность.