Последняя опера Моцарта, новаторски рассказанная в Зальцбурге-2018 как философская трагикомическая сказка
Прорывные решения иногда предельно просты. Если «Волшебная флейта» – это сказка, то у нее должен быть рассказчик. Для Зальцбургского фестиваля 2018 года режиссер Лидия Штайер вводит в любимую публикой, имеющую богатую традицию постановок последнюю оперу-зингшпиль Вольфганга Амадея Моцарта роль дедушки, который читает внукам сказку на ночь. Зингшпиль Шиканедера-Моцарта оказывается погруженным в атмосферу сказок Гофмана (настолько влюбленного в Моцарта, что добавил себе третье имя Амадей), где, подобно Мари в «Щелкунчике», мальчики засыпают и сами становятся героями сказки, которая разворачивается в их доме рубежа XIX-XX веков, раскрывающемся, благодаря театральным технологиям, до мировых пространств.
Невероятно красивый, изобилующий комическими моментами спектакль (художник Катарина Шлипф, костюмы Урсула Кудрна, свет Олаф Фризе, видео компании fettFilm) начинается как романтическая сказка, продолжается как карнавал, а заканчивается неожиданно – как философская притча с аллюзиями к трагической истории Австрии и Европы в XX веке.
На родине Моцарта отношение к его музыке особое. Дирижер Константинос Каридис энергично руководит Венским филармоническим оркестром, хором Венской государственной оперы и моцартовским ансамблем солистов исключительного уровня мастерства и чувства стиля. Среди исполнителей такие корифеи, как Матиас Гёрне (Зарастро) и Альбина Шагимуратова, чья мировая слава началась с партии Царицы ночи в Зальцбурге в 2008 году. То, что певица через 10 лет снова появилась на главной моцартовской сцене мира в той же партии, говорит о невероятной сохранности ее колоратурного сопрано. В созвездии замечательных певцов отметим и молодую россиянку Марию Назарову в партии Папагены.