Сама по себе железная дорога молчит, не является героем, но становится для классических советских анимационных фильмов важным элементом реальности. Она позволяет не просто соединить территории, но преобразить пространства, магически проявить конфликты или единение мультипликационных персонажей.
Например, в «Шапокляк» без ритма поезда и песенки про голубой вагон не получилось бы столь эффектного лирического завершения эпопеи про туризм, фабрику и динамит. Находящийся в вечной погоне дуэт Волка и Зайца из «Ну, погоди!» обязан был очутиться в электричке, ведь невозможно себе представить быт советского гражданина без столь важного элемента пригородной сельской повседневности. В общем, поезда проявляют нерв и ритм и сюжета, и героев картин. Хотя, бывает и так, что и сами поезда и паровозы вдруг оживают и становятся важными субъектами повествования, невзирая на свою технократическую инженерную сущность. Таким феноменом-героем стал Паровозик из Ромашкова – один из самых непосредственных и сентиментальных персонажей советской анимации.
Действительно, в отечественной мультвселенной даже поезда обретают чувства и становятся выразителями тонких душевных переживаний. Железная дорога может быть одновременно пространством, локацией, символом, чувством. Поезда преодолевают невероятные расстояния и любуются рассветами. Но неизменно одно: железная дорога и её символы помогают героям анимации не опоздать на всю жизнь!
- Паровозик из Ромашкова, реж. Владимир Дегтярёв, 1967, 10 мин.
- Шапокляк, реж. Роман Качанов, 1974, 20 мин.
- Ну, погоди! Выпуск 6, реж. Вячеслав Котёночкин, 1973, 10 мин.
- Почта, реж. Михаил и Вера Цехановские, 1964, 19 мин.
- Край, в котором ты живёшь, реж. Ефим Гамбург, 1972, 9 мин.
- С кого брать пример?, реж. Михаил Каменецкий, 1979, 9 мин.