Джесси Дамрош родился в 1987 году – о чём сообщается в первой же фразе фильма. Но на экране – вовсе не малютка Джесси, а рука его дядюшки Джозефа, скончавшегося в 38 лет за два года до рождения Джесси. Прежде чем формально главный герой (во многом – альтер эго режиссёра) появится в кадре, пройдет полдюжины минут, за которые мы узнаем и увидим немало деталей из семейных хроник двух династий, Ричарда Дамроша и Лидии Оркин. Их брак и привёл к появлению на свет Джесси, крещённого в католической церкви, – спустя годы мальчик будет завороженно листать альбом, посвящённый архитектуре готического собора. С таким же тщанием – и такой же воспаряющей ввысь воздушной лёгкостью – строится фильм-роман, охватывающий два десятилетия частной семейной истории и новейшей истории Америки.
Рикки Д’Амброуз, дебютировавший в полном метре «Заметками о видимом», мгновенно приобретшими популярность у синефилов, – фанат почти фотографически статичных и бесконечно выверенных кадров; перфекционист, проявляющий в изображении и монтаже дотошность учёного-математика. Но и лирик, поэт, автор-импрессионист, наполняющий конструкцию «Собора» теплом, ностальгией, юмором; он воссоздает – и возвращает – свет, который запомнил с детства. Его фильм – гербарий, на страницах которого оживают старые фотографии; медленный калейдоскоп, складывающий узор воспоминаний – с перебивками на аутентичную рекламу и маркирующие эпоху новостные репортажи.
Среди продюсеров – Грэм Свон и Дэвид Лоури
(«Легенда о Зелёном Рыцаре»): преемственность и содружество американских независимых режиссёров прекрасны.
Текст Вадима Рутковского
Искусство Кино: История вымышленного американского рода на фоне политических и социальных кризисов 1990–2000-х в «Соборе» принимает форму едва ли не детективного расследования. Первые минуты представляются чем-то средним между демонстрацией улик в суде и рекламой потребительского каталога из 90-х: кадры сменяются как галерея бытовых предметов и символов времени. Новенькие туфли отца, мебельный набор, характерные прически, страницы из журналов и альбомов, звуки теленовостей. Охотнее и громче всего в фильмах д'Амброуза говорят не актеры и персонажи, но предметы, будто бы навечно исчезнувшие, но вот захваченные его камерой вновь, заявляющие о своих правах.
Афиша:…напоминание о той череде потрясений, которую за 35 лет довелось пережить поколению миллениалов. Несмотря на то что Джесси [главный герой] – американец, его опыт взросления (и, соответственно, опыт взросления самого режиссера Рики Д’Амброуза) оказывается во многом универсален. Ощущение потерянности людей, родившихся на сломе эпох, накануне нового тысячелетия, в фильме передано довольно точно. В 1990-е в России была популярна первая социальная реклама «Позвоните родителям». По сути «Собор» про то же: позвоните родителям.
Cineticle Films: Рикки Д’Амброуз, дебютировавший в полном метре «Заметками о видимом», мгновенно приобретшими популярность у синефилов – фанат почти фотографически статичных и бесконечно выверенных кадров; перфекционист, проявляющий в изображении и монтаже дотошность учёного-математика. Но и лирик, поэт, автор-импрессионист, наполняющий конструкцию «Собора» теплом, ностальгией, юмором; он воссоздает – и возвращает – свет, который запомнил с детства. Его фильм – гербарий, на страницах которого оживают старые фотографии; медленный калейдоскоп, складывающий узор воспоминаний – с перебивками на аутентичную рекламу и маркирующие эпоху новостные репортажи.
«После титров»: Важная тема миллениальской культуры – обнаружение себя в мире постмодерна с самого детства – в картине раскрывается через эту идею наблюдения. Человеку навязывается модель не участника истории, а ее зрителя, в лучшем случае – потребителя. Прогресс конца XX века позволил государству больше не требовать от людей какого-то великого соучастия, и в этом смысле «Собор» – людях, которые умеют наблюдать, но не особенно умеют действовать.