Постановка знаменитой пьесы Алана Беннетта про британского короля, который сошел с ума.
Георг Фредерик Ганноверский, он же Георг III, является самым знаменитым из безумных королей Великобритании. К старости он впал в тяжелую форму деменции, оглох, ослеп и не был в состоянии осмыслить, например, тот факт, что его жена умерла. На Рождество 1819 года король в течение двух с половиной суток нес неразборчивую белиберду, а непосредственно перед смертью лишился также возможности ходить. Последние девять лет правления Георга III империей руководил его сын, принц Уэльский, будущий Георг IV; именно этот яркий период в истории британской культуры называют эпохой Регентства.
Разумеется, колоритный образ ввергнутого в пучину безумия монарха не мог не воспламенить воображение деятелей искусства. В 1969 году состоялась премьера монодрамы композитора Питера Максвелла Дэвиса «Восемь песен для безумного короля», вдохновленная мелодиями песен, которым Георг пытался обучить своих снегирей. Через двадцать с небольшим лет на сцене Национального театра дебютировала пьеса Алана Беннетта «Безумие Георга III», действие которой было, в большой степени, сосредоточено на отношениях сходящего с ума правителя со своим врачом, Фрэнсисом Уиллисом. Со свойственным ему остроумием и драматургической сноровкой Беннетт показал все грани ментальной деградации монарха, в которой, как может показаться, было не меньше распущенности и актерства, чем подлинной болезни. Паника, все сильнее охватывавшая королевский двор по мере понимания неисправимости состояния короля, составляет динамический фон действия.
Через три года после театральной премьеры «Безумия» Николас Хайтнер снял киноэкранизацию пьесы под слегка измененным названием «Безумие короля Георга». Короля в фильме играл тот же актер, что и в спектакле, – Найджел Хоторн, до сих пор считающийся хрестоматийным исполнителем роли. Хотя, великолепный Дэвид Хейг, представший в образе Георга в спектакле ApolloTheatre 2012 года, по признанию критиков, мало чем уступал Хоторну. Выдающийся комик и телесценарист Марк Гэтисс, известный всем по «Шерлоку» (Sherlock, 2010), «Доктору Кто» (DoctorWho, 2005) и «Игре престолов» (Game of Thrones, 2011), стал, таким образом, лишь третьим знаковым исполнителем роли свихнувшегося короля.
В своей интерпретации роли, Гэтисс, в пику Хоторну, куда менее вельможен, зато еще более эксцентричен, чем Хейг. Тем более что «семейка»Ганноверов неплохо известна актеру –не так давно Гэтисс блестяще справился с тяжеловесным, в буквальном смысле, образом Принца-регента в сериале «Табу» (Taboo, 2017). Уникальные способности Гэтисса, мастера физической комедии и перевоплощения, – кем только ему не приходилось бывать по ходу трех сезонов «Лиги джентльменов» (The League of Gentlemen, 1999-2017)! – пригодились актеру и для роли предыдущего Ганновера.
Режиссером спектакля выступил художественный руководитель Nottingham Playhouse Адам Пенфорд, что немаловажно – протеже Хайтнера: Беннетт щепетильно относится к выбору постановщиков для своих пьес (а премьеры семи последних доверил одному лишь Хайтнеру). Ну а в роли доктора Уиллиса предстал Эдриан Скарборо, также хорошо знакомый с материалом: в экранизации 1994 года он играл бакалейщика Фортнума.
Награды и фестивали:
Премия WhatsOnStage - лучшая мужская роль второго плана (Эдриан Скарборо), лучшая возобновленная пьеса