Самая кровавая русская опера – о любви и безумии в эпоху Ивана Грозного – в берлинской хай-тек версии
Берлинская история «Царской невесты» началась в 1922-м году: тогдашнюю популярность оперы объясняют первой волной русской эмиграции. В 1948-м году «Царскую невесту» поставили здесь в знак укрепления советско-немецкой дружбы. Постановка Дмитрия Чернякова не имеет никакого отношения к межгосударственной политике и идеологической моде: спектакль, триумфально открывший сезон 2013/2014 годов в Staatsoper (тогда ещё переживавшей ремонт главного здания на Унтер-ден-Линден в помещении Театра имени Шиллера), родился из желания постановщика вернуть европейцам несправедливо подзабытый русский шедевр.
По словам самого Чернякова, «очень понятное произведение, с упругой, логичной драматургией, с сочно выписанными характерами, базирующееся на «хорошо сделанной пьесе, на мелодраме». Перелагая оперу 1899 года (действие датировано осенью 1572-го) на зловеще-ироничный футуристический лад, Черняков продолжает развитие своей любимой темы: столкновение фальшивого искусственного мира и обжигающе подлинных чувств.