Великий режиссер Мартин Кушей ушёл из оперы, потому что решил, что он сказал более или менее всё своим деконструированием. Между тем он не только изящно строил деконструкцию оригинала, но и умел пугать, как никто: после его «Саломеи» в Граце я думал, что вслед за миром на сцене реальный мир тоже обрушился в тартарары. Но город снаружи оказался целым… Кушей продолжал ставить драмы в венском «Бургтеатре» – его «Фауст» и «Дон Карлос» так обнажили внутренний кошмар, заключенный в обеих пьесах, что захватило дух от ужаса.
В новой «Тоске» режиссёр пошёл даже на некоторые изменения в тексте либретто, заменив, например, слово chiesa (церковь) на neve (снег), потому что всё происходящее происходит лютой зимой, когда всё завалено махиной снега. Каварадосси (американец Джонатан Тетельман) вряд ли любит Тоску (латышка Кристина Ополайс) – мы видим ее изящную соперницу маркизу Аттаванти, которая к тому же становится активной соучастницей полицейских разборок. Скарпья (венгр Габор Бретц) утверждает, что не прибегает к насилию, но несколько раз звучно бьёт примадонну по щекам и относится к ее телу, как к броскому товару из секс-шопа. Мелодраматические черты оперы подчёркнуты и сценически, и музыкально: дирижёр Марк Альбрехт доходит почти до саркастических интонаций. Часто лирика превращается в истерику, драма в гиньоль. Будете смотреть эту «Тоску» – забудьте о нежностях любви и всепобеждающей страсти. Тут как в анекдоте – жизнь жёстче. Может случиться, увидите на сцене голое тело, у которого отрублена голова…
АЛЕКСЕЙ ПАРИН об опере ТОСКА — ТЕАТР АН ДЕР ВИН