Троянская война, какой вы ее еще никогда не видели! Грегори Доран рассказал о противостоянии греков и троянцев в стиле постапокалиптического «Безумного Макса».
Малоизвестную пьесу Шекспира можно было бы назвать «Ромео и Джульеттой» в декорациях Троянской войны, если бы не удивительная уже для современников драматурга трагикомедийность образов Ахилла, Одиссея, Агамемнона и Аякса. Именно хоровод легендарных троянцев и греков, у которых обнаруживаются вполне человеческие и часто забавные слабости и недостатки, интересует больше всего режиссера новой неожиданной постановки «Троила и Крессиды» – Грегори Дорана, который помещает античный сюжет в мрачные декорации постапоклиптической антиутопии и щедро снабжает его со смаком поданным фирменным шекспировским юмором.
Известное всем противостояние из-за прекрасной Елены длится уже седьмой год, и явно не вызывает энтузиазма ни у одной у сторон. Одетые в брутальное стипанковское снаряжение из кожи и металла древние герои, кажется, больше заняты тем, насколько впечатляюще они выглядят, чем реальным окончанием бессмысленной войны.
Самовлюбленный болван Ахилл (роскошный златовласый Энди Аполло) предпочитает проводить время с возлюбленным Патроклом (Джеймс Куни); Одиссей (Доран отдал эту роль женщине – Аджоа Андо) плетет хитроумные интриги, чтобы выманить героя из шатра на поле боя и вдохновить обленившееся войско; а Пандар (комически-непристойный Оливер Форд Дэвис, которого зрители проекта TheatreHD помнят по «генриаде» того же Дорана 2013-2015 годов) под шумок сводит свою племянницу Крессиду (Эмбер Джеймс) с братом Гектора Троилом (Гевин Фаулер).
Положение осложняется тем, что троянская жрица Калхас, мать Крессиды, – перебежчица; Крессиду, словно вещь, обменивают на одного из воинов, она отправляется в лагерь греков – и влюбленные разлучаются…
Одним из главных героев постановки Дорана становится мощный музыкальный ряд, написанный специально для спектакля шотландской перкуссионисткой, лауреаткой премии «Грэмми» Эвелин Гленни в стиле «Безумного Макса». Эвелин превратила всю сцену в музыкальный инструмент, во всю мощь используя отличную акустику Королевского Шекспировского театра и заставляя звучать и декорации, и костюмы. Удивительная работа, учитывая, что Гленни еще в детстве потеряла 90% слуха.
Раскаты барабанов сопровождают все действие, словно голос мельницы судьбы, которая равнодушно мелет людские судьбы со всеми их надеждами, мечтами и любовью. Никто не слушает ни пророчеств Кассандры (здесь ее играет глухая актриса Шарлотта Эрроусмит, что добавляет ее репликам реалистичной жути), ни циничных, но точных замечаний обо всем происходящем юродивого Терсита (блестящая язвительная Шейла Рейд).
Идет к развязке дело, оставляя в финале на сцене лишь гул барабанов, разоренный мир и одинокого больного старика Пандара.