Потрясшая зрителей и увенчанная двумя премиями Лоуренса Оливье неистовая постановка Саймона Стоуна с невероятной Билли Пайпер в роли одержимо мечтающей о ребенке молодой женщины.
Постановка театра «Янг Вик»
Саймон Стоун, европейский режиссер с австралийским бэкграундом, предусмотрительно указал в своей постановке пьесы Лорки подзаголовок «по мотивам». И действительно, полузабытый и сложный поэтический текст трагедии почти вековой давности имеет мало отношения к этому очень современному спектаклю, который потряс лондонских зрителей в 2016 году, вернулся на сцену в 2017-м, собрал внушительное количество наград и номинаций и бесчисленные восхищенные пять звезд в оценках у обычно строгих британских критиков.
Саймон написал основную канву для своего спектакля сам, при этом не предложив реплик ведущим актерам – делающей невероятные успехи на сцене Билли Пайпер и Брендану Коуэллу, известному зрителям по седьмому сезону «Игры престолов» (Game of Thrones, 2011-2019). На репетициях актеры не отрабатывали заученный текст, а просто разговаривали с режиссером: о том, как миф о бесплодной женщине («йерма» на испанском означает «бесплодная»), созданный Лоркой, соотносится с сегодняшним днем, что в оригинале до сих пор звучит актуально, как эта тема затрагивает жизни самих актеров и их близких, – скорее сеанс групповой терапии, а не стандартные репетиции.
Видимо, именно этот психологический подход позволил постановке так выстрелить – не скованные авторским текстом импровизирующие актеры выплескивают на сцене чистую энергию, затрагивая по-настоящему волнующие всех сегодня темы (блогеры, Брексит, феминизм, бодипозитив, Трамп, чайлдфри, да даже смузи – называйте любую, не ошибетесь).
Несмотря на то, что и от сельского антуража трагедии Лорки ничего не осталось, и действие происходит в современном Лондоне, в среде преуспевающего среднего класса (она – успешный блогер и журналист, он – предприниматель), хтонические силы женской фертильности, как и в оригинальном сюжете, вырываются на поверхность и разрушают весь этот мирок, заключенный художником Лиззи Клэкан в стеклянный параллелепипед. Так из того, что выглядит в описании как глава из «Дневника Бриджит Джонс» или серия «Секса в большом городе» (Sex and the City, 1998-2004), снова вырастает миф о материнстве.
«Секс в большом городе» вспоминается не зря: Стоун – режиссер очень кинематографичный или даже телевизионно-графичный (и актеров себе подобрал с опытом работы в больших телевизионных проектах), и строит рассказ в столь любимом в начале XXI века формате сериала (или блога?). Спектакль разбит на сцены (посты?), отделенные друг от друга при помощи затемнений, стробоскопических эффектов, выразительного музыкального сопровождения (в том числе, пробирающей «а капеллы», после которой хочется купить саундтрек) и – титров («шесть месяцев спустя» или «тем временем»). Ритм, чередующий юмор и нарастающий саспенс этих «серий», так тщательно выверен, что эффект binge-watch (запойного просмотра сериалов) зрителям гарантирован.
Билли Пайпер собрала в 2017 году шесть весомых театральных премий Британии за эту роль, в том числе премию Лоуренса Оливье, – в номинации «лучшая актриса» ей просто не было равных. Сам спектакль также получил премию Лоуренса Оливье за лучшую адаптацию классики. Все эпитеты в превосходных степенях, которыми награждали игру Билли критики, совершенно оправданы: именно на её нерве держится весь спектакль, и именно с Билли зрителям предстоит пройти непростой путь – от полностью довольной жизнью игривой преуспевающей молодой женщины до почти утратившего человеческий облик существа, одержимого лишь одним разрушительным животным желанием.
Танцующая, смеющаяся, кокетничающая, прыгающая, мечущаяся, рыдающая, ползающая и воющая в прозрачном террариуме во взаимодействии с вовсе не статичными персонажами второго плана безымянная героиня завораживает, пугает, заставляет вжиматься в кресло от сопереживания и – молчать в конце спектакля после оглушающего безнадежного финала.
Без спойлеров, но… финал Лорки Стоун тоже изменил, хотя без смертей все равно не обошлось. Или без катарсиса, если угодно, – но разве не так должно быть на хорошем сеансе психотерапии?
Награды и фестивали:
Премия Лоуренса Оливье – лучшая возобновленная пьеса, лучшая женская роль