Бурлекс про Карла Маркса, спектакль-первенец нового театра, основанного экс-худруком Национального – Николасом Хайтнером.
Проект National Theatre Live
Постановка The Bridge Theatre
Жителям пост-советского пространства бывает трудно представить, что Карл Маркс – это не только засиженная голубями каменная голова с бюстов и памятников. И что автор «Манифеста Коммунистической партии» когда-то был живым человеком со своим бытовыми проблемами, семейными неурядицами и надоедливыми болячками. Один из демиургов современного театрального Лондона, бывший руководитель Национального театра Николас Хайтнер, решил напомнить нам об этом с помощью новой пьесы, специально заказанной к открытию The Bridge Theatre.
Авторами пьесы выступили бывший психолог, автор одного из самых громких хайтнеровских хитов в Национальном – комедии «Один слуга, два господина» – Ричард Бин и бывший адвокат, автор ситкомов Клайв Коулмен. Совместное творчество психолога и адвоката сыграло ключевую роль в создании образа молодого буревестника коммунизма. В интерпретации драматургов «папа Карл» предстал не только искрометным интеллектуальным гением, но и бесшабашным, склонным к промискуитету пропойцей и гулякой.
Оказывается, молодой Маркс был часто невнимателен к жене Женни фон Вестфален, которая – даром что дворянка и сестра прусского министра! – не убоялась отправиться вслед за супругом в изгнание и нянчить детей в двухкомнатной меблирашке в Сохо, в холоде и голоде. Карл даже пытался заложить фамильное серебро Женни; его вызывал на дуэль ее давний обожатель! Также существует мнение, что именно лень и пьянство не позволили гениальному политэконому закончить второй том «Капитала».
Иногда гротескно-низовая сюжетная канва пьесы напоминает чистый водевиль. Чего стоит хотя бы концертный номер дуэта Маркс-Энгельс под музыку бетховеновской «Оды к радости»! Или эпизод, в котором идейно неблагонадежный иммигрант Маркс прячется от лондонских полицейских в чулане.
Забористая дебютная премьера The Bridge Theatre отмечена и всеми родовыми чертами блокбастера Хайтнера. Прежде всего, это касается главной звезды постановки – великолепного Рори Киннира, под которого и писалась пьеса. Этот большой артист и гений перевоплощения может сыграть кого угодно и, действительно, как две капли воды похож на молодого Маркса.
Сценография, центром которой выступает TARDIS-образный куб, напичканный интерьерами и увенчанный панорамой лондонских крыш, также великолепна. Оливер Крис (Энгельс) и Нэнси Кэрролл (Женни), игравшие в Национальном в «Одном слуге, двух господах» и «Судье» (обе постановки были показаны в рамках проекта TheatreHD), блестяще маневрируют промеж бравурности подачи материала и пронзительности житейских обстоятельств.
Ну и два слова про сам новый театр. The Bridge Theatre отстроили с нуля совсем рядом с Тауэрским мостом, в честь которого он и получил свое имя. Сцена сконструирована по всем законам сегодняшнего театра – и способна, меняя очертания, следовать за любыми пластическими ходами режиссерской мысли. Например, выдвигаться непосредственно в зал, отменяя партер и по-глобусовски превращая зрителей в толпу миманса. Фойе напоминает ретро-футуристический ангар. Географическая позиция «Бриджа» внутри лондонского театрального пейзажа тоже вполне символична: вдали от «Вест Энда», зато рядом с Национальным и неподалеку от «Глобуса».