В списке претендентов на премию Американской Киноакадемии за лучший фильм на иностранном языке – работы из 87 стран. Перечисляем все и выделяем лучшие.
Оскаровские комитеты 89 стран выдвинули своих кандидатов.
Претенденты от Кыргызстана и Кубы – «Ночная авария» Темира Бирназарова и «Серхио и Сергей» (Sergio and Sergei) Эрнесто Даранаса – в окончательный список не попали. В принципе, случиться такое может только из-за формального несоответствия правилам: фильм должен побывать в национальном прокате с 1 октября 2017 по 30 сентября 2018-го (и есть свои ограничения для копродукций).
Так или иначе, за возможность переместиться сначала в лонг-лист, потом – в шорт-лист, а потом и в финальную пятерку номинантов соревнуются выдвиженцы от 87 стран. Впервые в их числе фильмы из Малави и Нигера. В 2019-м году церемония награждения «Оскарами» пройдет в 91-й раз; награда за лучший фильм на иностранном языке существует с 1956 года.
Этот обзор начинается с представления четырёх кандидатов – от России, Украины, Казахстана и Армении: каждый называется по-русски, в каждом есть российское участие. Остальные претенденты перечисляются в алфавитном порядке; избранные сопровождаются короткими комментариями.
1. Россия: «Собибор» Константина Хабенского
Режиссерский дебют одного из главных российских актеров; главную роль – советского военнопленного Александра Печерского, поднимающего восстание в концлагере Собибор, – Хабенский тоже взял на себя.
2. Украина: «Донбасс» Сергея Лозницы
Показать жестокий фарс, получивший режиссерскую премию в секции Каннского фестиваля «Особый взгляд», в России невозможно – из-за противодействия Министерства культуры РФ. Оценить, как здорово играют у Лозницы артисты «Коляда-театра», можно во время поездок в ближнее и дальнее зарубежье. А прочесть о фильме – прямо сейчас, в майском репортаже из Канна.
3. Казахстан: «Айка» Сергея Дворцевого
Фильм, принесший каннский приз за лучшую женскую роль Самаль Еслямовой: казахстанская актриса – выпускница мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова в ГИТИСе – играет киргизскую гастрабайтершу в Москве; чуть подробнее о грандиозной работе выдающегося европейского документалиста («Айка» – всего лишь второй после «Тюльпана» игровой фильм Дворцевого) – в каннском репортаже.
4. Армения: «Спитак» Александра Котта
В 2016-м году Армения уже выдвигала на «Оскар» фильм о катастрофе, уничтожившей 7 декабря 1988 года сотни населенных пунктов в стране, – «Землетрясение» Сарика Андреасяна. Тогда Киноакадемия отказала, объяснив решение тем, что в производстве сделанного совместно с Россией фильма недостаточно представлена армянская сторона. «Спитаку», снятому российским режиссером, повезло больше. Подробнее о фильме, призере ММКФ, – в апрельском репортаже с фестиваля.
5. Австралия: «Жирга» (Jirga) Бенджамина Гилмура
6. Австрия: «Вальс Вальдхайма» (Waldheims Walzer) Рут Беккерман
Документальный фильм об одиозном политике; подробнее – в репортаже с Берлинского кинофестиваля.
7. Алжир: «До конца времён» (Akher Ezaman; Until the End of Time) Ясмин Шуик
8. Аргентина: «Ангел» (El Ángel) Луиса Ортеги
Продюсерский проект испанца Педро Альмодовара; провокационное ретро, вдохновленное подлинной историей малолетнего серийного убицы.
9. Афганистан: «Рона, мать Азима» (Rona, Madar-e Azim; Rona, Azim’s Mother) Джамшида Махмуди
10. Бангладеш: «Утопленник» (No Bed of Roses; Doob) Мостафы Сарвара Фаруки
Фильм участвовал в конкурсе ММКФ ещё в 2017-м; чуть подробнее – в соответствующем репортаже.
11. Беларусь: «Хрусталь» Дарьи Жук
12. Бельгия: «Девочка» (Girl) Лукаса Дхонта
Лауреат дебютной премии Каннского фестиваля «Золотая камера»; в попадании «Девочки» в итоговую пятерку сомнений почти нет – в наличии и актуальная тема, и владение режиссерским ремеслом. Подробнее – здесь.
13. Болгария: «Вездесущий» (Вездесъщият; Vezdesŭshtiyat) Илиана Джевелекова
14. Боливия: «Стена» (Muralla) Родриго Патиньо
15. Босния и Герцеговина: «Не оставляй меня» (Ne ostavljaj me; Never Leave Me) Аиды Бегич
16. Бразилия: «Шоу Мистико» (O Grande Circo Místico) Карлуша Дьегиша
Фантасмагорическая сага пожилого классика неисповедимыми путями попала в российский прокат; посмотрите – немного постыдное удовольствие гарантировано.
17. Великобритания: «Я – не ведьма» (I Am Not a Witch) Рунгано Ньони
Формально – британская, но на самом деле снятая женщиной-режиссером из Замбии на родине драма о женщинах, заключенных в лагерь по обвинению в колдовстве. Главный шок в том, что никакой тайны из бесчеловечных дикарских лагерей в Замбии не делают и даже водят туда белокожих туристов.
18. Венгрия: «Закат» (Napszállta) Ласло Немеша
Премьера Венецианского фестиваля, расколовшая критический лагерь; я нелестно высказывался о пустом выпендрёжнике Немеше в этом репортаже, за что чудесный Дмитрий Волчек посулил мне гореть в аду. Время нас рассудит (конечно, не в этой жизни).
19. Венесуэла: «Семья» (La familia) Густаво Рондона Кордовы
20. Вьетнам: «Портной» (Cô Ba Sài Gòn; The Tailor) Чань Бу Лока и Нгуена Ле Фуонг Хана
21. Германия: «Работа без автора» (Werk ohne Autor; Neber Look Away) Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка
Нахально бульварный эпос о нацизме и современном искусстве; скандал Венецианского фестиваля (подробнее – в репортаже с Мостры); второй поход фон Доннерсмарка за «Оскаром»; первый – в 2007-м – увенчался успехом, приз достался его «Жизни других».
22. Гонконг: «Операция «Красное море» (Operation Red Sea) Данте Лэма
23. Греция: «Поликсен» (Polyxen) Доры Масклавану
24. Грузия: «Намме» (Namme) Зазы Халваши
25. Дания: «Виновный» (Den skyldige) Густава Мёллера
Датчане представили на премию точёный триллер, совсем недавно открывший наш фестиваль «Датская волна». Подробно – здесь.
26. Доминиканская Республика: «Кокоте» (Cocote) Нельсона Карло де Лос Сантос Ариаса
27. Египет: «Судный день» (Yomeddine) Абу Бакра Шауки
Открытие каннского фестиваля, оставшееся без наград; возможно, «Оскар» компенсирует несправедливость. Немного подробнее – здесь.
28. Израиль: «Кондитер» (The Cakemaker) Офира Рауля Гразьера
29. Йемен: «За 10 дней до свадьбы» (10 Days Before the Wedding) Амр Гамаля
30. Индия: «Деревенские рок-звёзды» (Village Rockstars) Римы Дас
Самый трогательный из претендентов на «Оскар»; нежное посвящение босоногому детству, снятое в родной деревне режиссера на стыке игрового и документального кино.
31. Индонезия: «Марлина – убийца в четырёх действиях» (Marlina si pembunuh dalam empat babak; Marlina the Murderer in Four Acts) Мули Сурии
32. Ирак: «Путешествие» (The Journey) Мохамеда Аль-Дараджи
33. Иран: «Без даты, без подписи» (No Date, No Signature) Вахида Джалилванда
Призёр Венецианских «Горизонтов»-2017; подробнее – в соответствующем репортаже.
34. Исландия: «Женщина на войне» (Kona fer í stríð; Woman at War) Бенедикта Эрлингссона
35. Испания: «Чемпионы» (Campeones) Хавьера Фессера
36. Италия: «Догмен» (Dogman) Маттео Гарроне
Гротеск о маленьком человеке, любившем собак, и его неверном друге, большом мафиозном «шкафе», принес Каннский приз за роль актеру Марчелло Фонте. Очень вероятно, что в пятерке номинантов будет.
37. Камбоджа: «Безымянные могилы» (Les tombeaux sans noms) Рити Пана
Новая глава в многолетней трагической хронике, которую ведет Рити Пан; на этот раз о преступлениях красных кхмеров – в жанре поэтической документалистики.
38. Канада: «Сторожевой пёс» (Chien de garde; Family Ties) Софи Дюпюи
39. Кения: «Супа Модо» (Supa Modo) Ликариона Вайнайны
В Кении выдвижение фильма проходило непросто. Право на участие в оскаровской гонке имела «Подруга» (Rafiki), задорная и ослепительно яркая работа Ванури Кахиу, показанная в мае на Каннском фестивале (в «Особом взгляде»), но запрещенная правительством Кении за «лесбийскую пропаганду». Верховный суд стал на сторону режиссера, разрешив «Подруге» семидневный прокат в сентябре. Тем не менее, официальным кандидатом от Кении стала драма про смертельно больную деревенскую девочку, мечтающую превратиться в супергероиню из комикса.
40. Китай: «Скрытый» (Xie Bu Ya Zheng; Hidden Man) Чжань Веня
41. Колумбия: «Перелётные птицы» (Pájaros de verano) Чиро Герры и Кристины Галльего
Гангстерская сага с сильным национально-мистическим колоритом – один из наиболее вероятных претендентов на попадание в финальную пятерку. Предыдущий фильм Герры «Объятия змея» (2014) в ней был.
42. Косово: «Брак» (Martesa; The Marriage) Блерты Зекири
43. Коста-Рика: «Медея» (Medea) Александры Латищев Салазар
44. Латвия: «Продолжение следует» (Turpinājums; To Be Continued) Иварса Селецкиса
45. Ливан: «Капернаум» (Capharnaüm) Надин Лабаки
Недооцененный в Канне шедевр нового «неореализма» (всего лишь утешительный Приз жюри) может отыграться на «Оскаре». Немного подробнее – здесь.
46. Литва: «Прекрасные неудачники. Другая планета» (Nuostabieji Luzeriai. Kita planeta) Арунаса Мателиса
47. Люксембург: «Гатленд» (Gutland) Джовинды Ван Мэле
48. Македония: «Исцелитель» (Исцелител; Secret Ingredient) Гьорче Ставреского
49. Малави: «Дорога к солнцу» (The Road to Sunrise) Шему Джойи
50. Марокко: «Выгорание» (Burnout) Нур-Эддина Лахмари
51. Мексика: «Рома» (Roma) Альфонсо Куарона
«Золотой Лев св. Марка» на 75-м Венецианском кинофестивале; подробно о фильме – в репортаже сразу после премьеры. Вероятно, фильм попадет в основные оскаровские номинации; эта для амбициозного Куарона слишком мала.
52. Непал: «Панчайя» (Panchayat) Шивама Адикари
53. Нигер: «Обручальное кольцо» (Zin'naariya! ; The Wedding Ring) Рахмату Кейты
54. Нидерланды: «Банкир Сопротивления» (Bankier van het Verzet) Йорама Люрсена
55. Новая Зеландия: «Жёлтый запрещён» (Yellow is Forbidden) Пьетры Бретткелли
56. Норвегия: «Что скажут люди» (Hva vil folk si; What Will People Say) Ирама Хака
57. Пакистан: «Прирожное» (Cake) Асима Аббаси
58. Палестина: «Охота на призраков» (Istiyad ashbah; Ghost Hunting) Раэда Андони
В нашу семёрку главных палестинских фильмов этот не попал (только потому, что один док в ней уже был), но в тексте упомянут.
59. Панама: «Меня зовут не Рубен Блейдс» (Yo No Me Llamo Rubén Blades) Абнера Бенаима
60. Парагвай: «Наследницы» (Las herederas) Марсело Мартинесси
Обладатель премии Альфреда Бауэра, которую на Берлинском фестивале вручают за новаторство. Дебютных «Наследниц» поддержали, кажется, на безрыбье: ничего новаторского в этой традиционной драме о пожилой лесбийской паре нет.
61. Перу: «Вечность» (Wiñaypacha; Eternity) Оскара Катакоры
62. Польша: «Холодная война» (Zimna wojna) Павла Павликовского
Обладатель режиссерского приза Каннского фестиваля; новый чёрно-белый ретро-фильм от автора «оскароносной» «Иды»; подробнее – в репортаже из Канна.
63. Португалия: «Паломничество» (Peregrinação; Pilgrimage) Жуана Ботельо
64. Румыния: «Мне всё равно, если мы войдём в историю как варвары» (Îmi este indiferent dacă în istorie vom intra ca barbari) Раду Жуде
Победитель фестиваля в Карловых Варах.
65. Сербия: «Вандалы» (Izgrednici; Offenders) Деяна Зецевича
66. Сингапур : «Парни Буффало» (Buffalo Boys) Майка Вилуана
67. Словакия: «Переводчик» (Tlmočník) Мартина Шулика
68. Словения: «Иван» (Ivan) Янеса Бургера
69. Тайвань: «Великий Будда» (Dà fó pǔ lā sī ; The Great Buddha) Хуан Синь-яо
70. Таиланд: «Малила» (Malila; Malila: The Farewell Flower) Анучи Буньяватаны
71. Тунис: «Красавица и псы» (Aala Kaf Ifrit; Beauty and the Dogs) Каутер Бен Хании
72. Турция: «Дикая груша» (Ahlat Ağaci; The Wild Pear Tree) Нури Билге Джейлана
73. Уругвай: «Ночь длиной в 12 лет» (La noche de 12 años) Альваро Брехнера
Открытие венецианских «Горизонтов»; сильный эпос о политических узниках военной диктатуры 1970-80-х, ставших во главе страны после смены режима. Урок сопротивления всем диссидентам.
74. Филиппины: «Сигнальный рок» (Signal Rock) Чито С. Роньо
75. Финляндия: «Эвтанайзер» (Armomurhaaja; Euthanizer) Теему Никки
76. Франция: «Боль» (La douleur; Memoir of War) Эммануэля Финкеля
77. Хорватия: «Восьмой комиссар» (Osmi povjerenik; The Eighth Commissioner) Ивана Салая
78. Черногория: «Искра» (Iskra) Гойко Беркуляна
79. Чехия: «Всё будет» (Všechno bude; Winter Flies) Ольмо Омерзу
80. Чили: «И вдруг – рассвет» (Y de pronto el amanecer; And Suddenly the Dawn) Сильвио Кайоцци
81. Швейцария: «Эльдорадо» (Eldorado) Маркуса Имхофа
Док на уже изрядно замусоленную тему – в числе лучших высказываний о нелегальной эмиграции в благополучную Европу; тут история тонко сопоставляется с личной биографией, и параллели с бегством европейцев из фашистстких стран в 1930-40-е не кажутся искусственными.
82. Швеция: «Граница» (Gräns) Али Аббаси
Победитель каннской секции «Особый взгляд»; физиологическая сказка про троллей; подробно – в каннском репортаже.
83. Эквадор: «Сын человека» (A Son of Man) Пабло Агуэро и Jamaicanoproblem
Приключенческий фильм о человеке, который по зову таинственного отца отправляется на поиск пропавшего золота инков, чертовски хочется посмотреть – хотя бы из-за псевдонима, под которым работает один из режиссёров. Jamaicanoproblem – это гениально! Вдруг и фильм такой же?
84. Эстония: «Сделка» (Võta või jäta; Take It or Leave It) Лиины Тришкиной-Ванхатало
85. Южная Африка: «Пришей зиму к моей коже» (Sew the Winter to My Skin) Джамиля Экс. Т. Кубеки
86. Южная Корея: «Пылающий» (Burning) Ли Чан Дона
Один из арт-хитов года; подробно – здесь.
87. Япония: «Магазинные воры» (Manbiki Kazoku; Shoplifters) Хирокадзу Корэ-эды
«Золотая Пальмовая ветвь» Каннского фестиваля; о самом фильме, с моей точки зрения, вполне проходном, – здесь.