Жанр игрового кино «кино о кино» – возможно, самый популярный на свете; вспомнить всё значительное невозможно. Но мы попытались выбрать несколько самых-самых сильных примеров. Не стремясь выстроить рейтинг и обойдясь почти без комментариев; инфоповоду – фильму «Мой Марчелло» – посвящён отдельный текст
Когда-то Трюффо популяризовал цеховой термин «Американская ночь» – возможный только в кино «реальный вымысел», «ночь среди бела дня». Его «Ночь» вышла смешливой и веселой: Франсуа был уверен, что ремесло кинематографиста великолепно.
На этот счёт есть разные мнения, но большинство, наверное, с Трюффо солидарны. Даже Катрин Брейа, совсем не апологет радостных историй, свою единственную комедию «Интимные сцены» (Sex Is Comedy) сняла о кино – и уподобилась девочке на лужайке из анимации Федора Хитрука «Фильм, фильм, фильм»:
выделывает радостные коленца и поёт «ля-ля-ля» в честь любимой профессии. Десятки шедевров родились из попытки ответить на риторический вопрос: из какого сора сделано кино? Фильмы про фильмы зафиксировали мистическую природу кинематографа, алхимическое превращение суеты сует, будничного коллективного труда, невозможного без механической организации и саднящей рутины, в чудо. Исследованию этой темы можно посвятить столько страниц, что «Война и мир» покажется журналом «Мурзилка». Не сейчас; пока – скромный выбор 22-х значимых примеров.
САМЫЙ СВЕЖИЙ
«КАСКАДЕРЫ» (The Fall Guy; 2024) Дэвида Литча
САМЫЙ ТРАГИЧНЫЙ
«ОПАСНАЯ ИГРА» (Dangerous Game; 1993) Абеля Феррары
САМЫЙ КОМИЧНЫЙ
«ПУЗЫРЬ» (The Bubble; 2022) Джадда Апатоу
САМЫЙ СОМНАМБУЛИЧНЫЙ
«ЖИЗНЬ В ЗАБВЕНИИ» (Living in Oblivion; 1995) Тома ДиЧилло
САМЫЙ НЕМНОГОСЛОВНЫЙ
«НЕМОЕ КИНО» (Silent Movie; 1976) Мела Брукса
САМЫЙ ЛАКОНИЧНЫЙ
«ТРОФИМ» (1995) Алексея Балабанова
САМЫЙ ДИКИЙ
«БЕЗУМНЫЙ СЕСИЛ Б» (Cecil B. Demented; 2000) Джона Уотерса
САМЫЙ ПАРОДИЙНЫЙ
«КРИК 3» (Scream 3; 2000) Уэса Крейвена
САМЫЙ ЖЕЛЧНЫЙ
«ИГРОК» (The Player; 1992) Роберта Олтмена
САМЫЙ РЕАЛИСТИЧНЫЙ
«КИНОЛЮБИТЕЛЬ» (Amator; 1979) Кшиштофа Кесьлёвского
САМЫЙ РОМАНТИЧНЫЙ
«ЭД ВУД» (Ed Wood; 1994) Тима Бёртона
САМЫЙ ДЕЛОВИТЫЙ
«МАНК» (Mank; 2020) Дэвида Финчера
САМЫЙ ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ
«ГОЛЛИВУДСКИЙ ФИНАЛ» (Hollywood Ending; 2002) Вуди Аллена
САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ
«САНСЕТ БУЛЬВАР» (Sunset Boulevard; 1950) Билли Уайлдера
САМЫЙ КРОВАВЫЙ
«ALL YOU NEED IS BLOOD» (2023) Купера Робертса
САМЫЙ ДИНАМИЧНЫЙ
«ТРЮКАЧ» (The Stunt Man; 1980) Ричарда Раша
САМЫЙ СТРАШНЫЙ
«ТЕНЬ ВАМПИРА» (Shadow of the Vampire; 2000) Элиаса Мериджа
САМЫЙ НЕЖНЫЙ
«АМЕРИКАНСКАЯ НОЧЬ» (La Nuit américaine; 1973) Франсуа Трюффо
САМЫЙ ДЕМОКРАТИЧНЫЙ
«ЧЕЛОВЕК С БУЛЬВАРА КАПУЦИНОВ» (1987) Аллы Суриковой
САМЫЙ ИНТРОВЕРТНЫЙ
«ОТПУСК В ОКТЯБРЕ» (2023) Романа Михайлова
САМЫЙ КРАСИВЫЙ
«ПРЕЗРЕНИЕ» (Le Mépris) Жан-Люка Годара
САМЫЙ САМОВЛЮБЛЕННЫЙ
«8 ½» (Otto e mezzo; 1963) Федерико Феллини