Американские ночи


Вадим Рутковский
30 сентября 2024

С 26 сентября в прокате – «Мой Марчелло» Кристофа Оноре, буквально кинокомедия, потому что комедия о кино, где все актёры играют сами себя. В связи с этим событием мы вспомнили ещё 22 фильма о кино

Жанр игрового кино «кино о кино» – возможно, самый популярный на свете; вспомнить всё значительное невозможно. Но мы попытались выбрать несколько самых-самых сильных примеров. Не стремясь выстроить рейтинг и обойдясь почти без комментариев; инфоповоду – фильму «Мой Марчелло» – посвящён отдельный текст


Когда-то Трюффо популяризовал цеховой термин «Американская ночь» – возможный только в кино «реальный вымысел», «ночь среди бела дня». Его «Ночь» вышла смешливой и веселой: Франсуа был уверен, что ремесло кинематографиста великолепно.

На этот счёт есть разные мнения, но большинство, наверное, с Трюффо солидарны. Даже Катрин Брейа, совсем не апологет радостных историй, свою единственную комедию «Интимные сцены» (Sex Is Comedy) сняла о кино – и уподобилась девочке на лужайке из анимации Федора Хитрука «Фильм, фильм, фильм»:

выделывает радостные коленца и поёт «ля-ля-ля» в честь любимой профессии. Десятки шедевров родились из попытки ответить на риторический вопрос: из какого сора сделано кино? Фильмы про фильмы зафиксировали мистическую природу кинематографа, алхимическое превращение суеты сует, будничного коллективного труда, невозможного без механической организации и саднящей рутины, в чудо. Исследованию этой темы можно посвятить столько страниц, что «Война и мир» покажется журналом «Мурзилка». Не сейчас; пока – скромный выбор 22-х значимых примеров.

САМЫЙ СВЕЖИЙ

«КАСКАДЕРЫ» (The Fall Guy; 2024) Дэвида Литча


САМЫЙ ТРАГИЧНЫЙ

«ОПАСНАЯ ИГРА» (Dangerous Game; 1993) Абеля Феррары


САМЫЙ КОМИЧНЫЙ

«ПУЗЫРЬ» (The Bubble; 2022) Джадда Апатоу


САМЫЙ СОМНАМБУЛИЧНЫЙ

«ЖИЗНЬ В ЗАБВЕНИИ» (Living in Oblivion; 1995) Тома ДиЧилло


САМЫЙ НЕМНОГОСЛОВНЫЙ

«НЕМОЕ КИНО» (Silent Movie; 1976) Мела Брукса

САМЫЙ ЛАКОНИЧНЫЙ

«ТРОФИМ» (1995) Алексея Балабанова


САМЫЙ ДИКИЙ

«БЕЗУМНЫЙ СЕСИЛ Б» (Cecil B. Demented; 2000) Джона Уотерса


САМЫЙ ПАРОДИЙНЫЙ

«КРИК 3» (Scream 3; 2000) Уэса Крейвена


САМЫЙ ЖЕЛЧНЫЙ

«ИГРОК» (The Player; 1992) Роберта Олтмена

САМЫЙ РЕАЛИСТИЧНЫЙ

«КИНОЛЮБИТЕЛЬ» (Amator; 1979) Кшиштофа Кесьлёвского


САМЫЙ РОМАНТИЧНЫЙ

«ЭД ВУД» (Ed Wood; 1994) Тима Бёртона


САМЫЙ ДЕЛОВИТЫЙ

«МАНК» (Mank; 2020) Дэвида Финчера


САМЫЙ ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ

«ГОЛЛИВУДСКИЙ ФИНАЛ» (Hollywood Ending; 2002) Вуди Аллена


САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ

«САНСЕТ БУЛЬВАР» (Sunset Boulevard; 1950) Билли Уайлдера


САМЫЙ КРОВАВЫЙ

«ALL YOU NEED IS BLOOD» (2023) Купера Робертса

САМЫЙ ДИНАМИЧНЫЙ

«ТРЮКАЧ» (The Stunt Man; 1980) Ричарда Раша


САМЫЙ СТРАШНЫЙ

«ТЕНЬ ВАМПИРА» (Shadow of the Vampire; 2000) Элиаса Мериджа


САМЫЙ НЕЖНЫЙ

«АМЕРИКАНСКАЯ НОЧЬ» (La Nuit américaine; 1973) Франсуа Трюффо


САМЫЙ ДЕМОКРАТИЧНЫЙ

«ЧЕЛОВЕК С БУЛЬВАРА КАПУЦИНОВ» (1987) Аллы Суриковой


САМЫЙ ИНТРОВЕРТНЫЙ

«ОТПУСК В ОКТЯБРЕ» (2023) Романа Михайлова


САМЫЙ КРАСИВЫЙ

«ПРЕЗРЕНИЕ» (Le Mépris) Жан-Люка Годара


САМЫЙ САМОВЛЮБЛЕННЫЙ

«8 ½» (Otto e mezzo; 1963) Федерико Феллини