Как правило, никого столкновения что с улучшенной, что с ухудшенной версией себя до добра не доводили. Поладили только Сыроежкин и Электроник. Поэтому наш список, хоть это и не рейтинг, начинается с детской классики и развивается как виджей-сет; инфоповоду – фильму «Субстанция» – посвящён отдельный текст
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКА» (1979)
Школьник плюс робот, сделанный по его образу и подобию. Плюс другая разношёрстная школота и симпатичный родительскомпреподавательский состав (взрослые здесь вообще не идеализируются, но и на мудаков не похожи), а также банда заокеанских гангстеров и собака РЭССИ. Шедевр Константина Бромберга, замаскированный под детский телефильм; я перестал пересматривать только когда понял, что практически каждую реплику произношу за секунду до героев.
«ДЕТОНАТОР» (Primer; 2004)
Дебют американца Шейна Каррута – снят группой из пяти человек за пять недель и 7000 долларов; считается одним из главных фильмов о (микро)путешествиях во времени. Я в это не верил, пока не увидел: реально до миллиметра продуманный рецепт крышесъезда. Разобраться в возникновении и пересечении двойников на разных этапах перемещений во времени у меня получилось (неокончательно) только со сложными графическими схемами. Лучшая киноголоволомка на свете.
«НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БИЛЛА И ТЕДА» (Bill & Ted's Bogus Journey; 1991)
Сиквел суперхитовой комедии «Невероятные приключения Билла и Теда», снятый комедиографом-дебютантом Питом Хьюиттом; звёздный час Киану Ривза и Алекса Уинтера в ролях старшеклассных раздолбаев. В сиквеле они удваиваются – за счёт злобного Билла и злобного Теда, робомразей, уничтожающих настоящих Билла и Теда. Но Смерть – это не конец; это всего лишь пародия на бледную задаваку из «Седьмой печати», так что всё хорошее воскреснет, а плохое сгинет. Изумительно идиотическая утопия.
«ЖАНДАРМ И ИНОПЛАНЕТЯНЕ» (Le gendarme et les extra-terrestres; 1979)
В продолжение святого идиотизма – великая комедия Жана Жиро, самая разнузданная в серии жандармских похождений Луи де Фюнеса; оказала несомненное влияние на Брюно Дюмона.
«ШОССЕ В НИКУДА» (Lost Highway; 1996)
Энигма, психотроп, Дэвид Линч (всё – синонимы).
«ПАРТНЁР» (Partner; 1968)
Вдохновенно шизофреническая фантазия Бернардо Бертолуччи с гениально маниакальным Пьером Клементи. По мотивам «Двойника» Фёдора Достоевского, к которому отсылают и «Двойник» (The Double) Ричард Айоади, и «Враг» (Enemy) Дени Вильнёва; но более странно и страстно, чем Бертолуччи, не сделал никто.
«ЛУНА 2112» (Moon; 2009)
Первый и главный фильм сына Дэвида Боуи Данкана Джонса; бенефис Сэма Рокуэлла в роли астронавта, с которым происходит непонятное.
«МНОЖЕСТВО» (Multiplicity; 1996)
Майкл Китон в роли человека, которому ужасно не хватает времени. Решение проблемы – клонирование; можно сделать себя для офиса, себя для домашнего хозяйства и т.д. Страшно увлекательно, но есть одно: интеллект каждого следующего дубля чуть ниже (похожая опасность упоминается и в «Субстанции», допускающей только одно раздвоение; дальше будет хуже). Режиссёр Харольд Рэмис снял почти культовый «День сурка», хотя по мне «Множество» намного смешнее.
«ДОППЕЛЬГАНГЕР» (Doppelganger; 1992)
Вроде, типичный би-муви от трэш-мейкера Ави Нешера; малобюджетный хоррор-детектив с нижайшими рейтингами, почти издевающийся над зловещим немецким мифом о двойнике-доппельгангере. Однако ж незабываемое, парадоксально (при всей мрачности атмосферы) обаятельное кино; родом из 1990-х; с всегда любимой (как бы ни выглядела) Дрю Бэрримор.
«БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ» (Fight Club; 1999)
Да, я в курсе, это один из самых запретных спойлеров в истории кино: то, что Рассказчик и Тайлер Дёрден – один и тот же человек. Но ведь все давно знают. Да и знание – не помеха адреналиновому кайфу, субстанции, которую впрыскивает самый азартный, ироничный и совершенный фильм Дэвида Финчера.