«Женщина, которая ушла» покидает Венецию с «Золотым львом святого Марка»: ура! Я узнал, что победит Лав Диас, за полчаса до начала церемонии награждения: на выходе из кинозала Perla народ изучал объявление с изменениями в расписании показов фильмов-призеров: их неожиданно перетасовали. Все из-за того, что в огромном зале Darsena, где планировался показ двух фильмов – победителя и обладателя серебряной Большой премии жюри – остался единственный сеанс Leone d'Oro. Тут не надо владеть дедукцией Шерлока Холмса, чтобы догадаться: «Золотой лев» достался очень длинному фильму. А очень длинным в конкурсе был только Лав. Ну что, я искренне рад такому итогу 73-й венецианской Мостры.
Диас – скала, гений и один из моих любимых режиссеров: я открыл его в 2008-м – это был мой первый Венецианский фестиваль, и первая поездка в Венецию, и все друзья в один голос шумели: чего тебе торчать на этом Лидо? Плыви в город!
«Ни один фильм не стоит Венеции», – подытожила Аня Меликян, и я едва не последовал её совету, но в последний момент передумал. Не буду разводить здесь воспоминания, всё отражено в старой заметке в Live Journal, где описывается как я открыл, что никакая Венеция не стоит монументальных фильмов Диаса. Впрочем, новый – самый камерный (если это слово вообще подходит к эпикам Лава) опыт режиссера, по сути, неореализм, доступный и человечный.
А расписание полетело еще и из-за того, что «Серебряного льва» за режиссуру жюри разделило надвое, наградив мастеров двух поколений: 37-летнего мексиканца Амата Эскаланте (о его «Дебрях» – здесь) и 79-летнего Андрея Кончаловского, автора «Рая». По мне, так Кончаловский куда бодрее, жестче и смелее своего молодого коллеги.
Список всех призеров доступен на официальном сайте фестиваля, и к каждому из этих фильмов мы еще не раз вернемся. Но сейчас я отправляюсь спать – после любого фестиваля это мечта номер один.