Из 1324 фильмов, просмотренных за 366 дней, редактор раздела «Журнал» на сайте CoolConnections выделил 44 названия. Первые 11 – самые любимые, те, внутри которых я был бы не прочь оказаться, и готов пересматривать. Следующие 11 – тоже любимые, не то, чтобы меньше, но погружаться в них слишком часто я остерегусь. Места с 23-го по 33-е принадлежат работам, чью объективную значимость я признаю, и в must see года включить обязан, но по-человечески к ним отношусь спокойно-уважительно. Замыкают список 11 причудливых фильмов, без которых, если вы, конечно, не сумасшедший синефил, можно и обойтись – но с ними картина мира и года становится ощутимо интереснее.
Да, для тех, кто солидарен со мной в мысли, что киноразнообразие года не вместить в 44 названия, есть бонус – список достойных внимания фильмов без комментариев и без счёта, в алфавитном порядке.
1. «American Honey»
Почти трехчасовой роуд-муви англичанки Андреа Арнольд, её первый американский опыт, принесший третий по счету приз жюри Каннского фестиваля. Два предыдущих – за «Красную дорогу» 2006-го и «Аквариум» 2009-го, фильмы, позволявшие говорить об Арнольд как продолжательнице социально-психологической традиции британского кино. «American Honey» – при всей шаржевой заостренности социального портретирования – уносит в другое измерение: это – фильм-танец, фильм-ди-джей-сет, манифест поэтической анархии и сексуальная ода к молодости.
Техасская девчонка по имени Стар (дебютантка и дилетантка Саша Лейн – безусловное открытие года), нищая из трущоб – таких в Америке называют «белым мусором» – бросает младшую сестру и брата на непутевую мать и бежит, увлекшись дикарем в одежде клерка (Шайя ЛаБеф), в неизвестность, вместе с компанией оголтелых ровесников. Они называют себя Tornado Tour, гоняют на микроавтобусе от штата к штату и продают любопытным обывателям подписку на иллюстрированные журналы, соблазняя наивных американцев историями – и печатными, и своими, когда – подлинными, когда – нахально придуманными.
Дело не отвлекает ребят от главного – гедонистической жизни вне идеологии, закона и морали; они, если коротко, только и делают, что пьют, дуют и танцуют. 163 минуты органического кайфа и драйва под лучший саундтрек года.
Культурный же бэкграунд фильма весьма почтенен: малолетние кочевники напоминают и о маленькой банде из «Оливера Твиста», и о «Веселых проказниках» из «Электропрохладительного кислотного теста» (да и о наших мультяшных «Бременских музыкантах» тоже, но это точно не запланированно).
2. «Каждому своё» (Everybody Want Some!!)
Один из лучших фильмов о последнем лете детства снял Ричард Линклейтер – крупнейший американский режиссер, которого язык не поворачивается назвать классиком: слишком он для этого скучного слова подвижный, экспериментирующий, не закосневший. «Каждому свое» позиционировался у нас в прокате как студенческая комедия а ля «Американский пирог» – обман!
Это, конечно, комедия, и с сексуальным аппетитом у его героев, школьных спортсменов-бейсболистов, всё в порядке, но комедия с необычным сюжетосложением: действия как такового Линклейтер тщательно избегает, тут минимум гэгов, максимум расслабленной атмосферы (это еще и ретро – всё происходит, точнее, не происходит в блаженном начале 1980-х).
Совсем странно звучал российский рекламный слоган «Круто до первой сессии...» – какая сессия? В кадре – три последних каникулярных дня до начала учебного года (и взрослой жизни), ускользающая красота безмятежности. И с русским прокатным названием категорически не повезло – трюизм, встречавший узников Бухенвальда, совсем не вяжется с безмятежным солнечным настроением этого великого утопического кино.
3. «Мистер Вселенная» (Mister Universo)
Новый фильм Райнера Фриммеля и Тицци Кови, работающих на грани документального и игрового кино: вымышленную историю разыгрывают реальные циркачи, обитающие на римских окраинах. Документальность Фриммеля и Кови – особого рода, она – образец подлинного, непафосного и некичливого гуманизма, рожденный из доверия к реальности и зачарованности всеми её проявлениями. Подробнее – в репортаже из Локарно, где состоялась мировая премьера фильма.
4. «Ке-ды»
Новый Сергей Соловьев – по мотивам короткого рассказа неосентименталиста Андрея Геласимова Paradise Found. Собственно, все фильмы САСа, настоящего последнего романтика – про поиск потерянного рая, и обычно везет в этом поиске подросткам. Даже тогда, когда жить им выпадает в стране, находящейся на грани войны. Кеды – так, фишка, их призывник Саня жутко хочет купить перед армией – чтобы там вспоминать.
Главное – любовь, особенно острая в тревожное время, короткие встречи, нечаянные радости и физически ощутимая, разлитая в воздухе фильма легкость (бытия).
Жаль, что картина, открывавшая Московский Международный кинофестиваль, до проката так и не добралась, угодив прямиком в интернет: «Ке-ды», нежно снятые начинающим оператором Тимофеем Лобовым, грандиозно смотрятся на большом экране.
5. «Ледокол»
Первый мейнстрим-проект Николая Хомерики. Впрочем, острый сюжет ничуть не мешает фирменной хрупкости и вечному поиску загадочного индекса 977. Подробнее – в рецензии, сопровождавшей выход фильма в широкий прокат.
6. «Молодость» (Jeuness)
Дебют француза Жюльена Самани, спродюсированный матерым португальцем Паулу Бранко. Дистиллированная романтика, экранизация морской повести Джозефа Конрада; подробнее – в репортаже из Локарно.
7. «Стартрек: Бесконечность» (Star Trek Beyond)
Продолжение легендарного сериала (тринадцатая часть франшизы, если считать с 1979-го, когда Роберт Уайз сделал кинофильм на основе идущего с 1966 года телесериала, и третья, если считать с 2009-го, когда подзатухший проект воскресил Джей Джей Абрамс). Первая посмертная премьера Антона Ельчина. Фильм, посвященный Антону и Леонарду Нимою (бессменный исполнитель роли вулканца Спока умер в феврале 2015 года; документальный фильм его сына «Ради Спока» стал хитом фестиваля «Амфест»).
Редкий пример человечного блокбастера.
Приключений и шуток – уйма. Энергия – как в «Форсажах», на четырех из которых (с 3-го по 6-й) работал режиссер Джастин Лин. В саундтреке – Public Enemy и Beasty Boys, пламенный привет из лихих 1990-х. Ненавязчиво подкинутых к размышлению серьезных тем тоже немало. Так Спок, только что переживший собственную смерть в другом временном измерении, задумывается о конечности всего сущего, а действия злодея Кролла подрывают веру в жизнеспособность политически корректного миропорядка. Главное же – в человеческом взгляде на героев, какими бы инопланетными ушами они ни шевелили.
8. «Пьяная фирма»
Многосерийная комедия, снятая Григорием Константинопольским для канала ТНТ, даст фору большинству кинособытий года – в фантазии, смелости, наглости и раскованности. Так что включение телефильма в итоговый топ – не дань моде на сериале; и премьера его прошла на самом прогрессивном российском кинофестивале – омском «Движении». Михаил Ефремов в роли гениального изобретателя Штучного, выброшенного из медицины в охранники вследствие личного конфликта с президентом Ельциным. Иван Макаревич – в роли промоутера вечеринок, организующего на паях со старшим товарищем-соседом кооператив: фирма ставит волшебные капельницы пьющим вип-клиентам. Не из корысти: деньги нужны Штучному, чтобы помочь своей внебрачной дочери – ее играет Елизавета Боярская.
На основную сюжетную нить нанизаны десятки убойных историй с участием чуть ли не всех звезд российского кино – и глобальная история новой, постсоветской России.
Феерическое безумие не помеха въедливому анализу; вызывающе неадекватный фильм оказывется самым адекватным слепком страны.
9. «Славные парни» (The Nice Guys)
Смешной ретро-нуар Шейна Блека – лучшее киноразвлечение года. Райан Гослинг и Рассел Кроу в заглавных ролях – частных детективов, встревающих, как и положено жанром, в крайне неприятное дело. Царственная Ким Бэйсингер – в зловещей роли, тонко пародирующей классический нуар 1990-х «Секреты Лос-Анджелеса».
Не последнюю роль играет и линия отцов и детей, для «черного фильма» крайне нетипичная.
10. «Розыгрыш» (Prank)
Самый хулиганский фильм года – дебют квебекца Венсана Бирона; комедия про туманную и придурочную юность. Подробнее – в репортаже из Венеции.
11. «Статус: свободен»
Самый нестандартный ромком – яркое, умное, человечное кино Павла Руминова. Одновременно с ним Руминов сделал и «частную», порнографическую версию того же сюжета – фильм Love Machine с собой и своей подругой, актрисой и певицей Натальей Анисимовой в главных ролях. В «Статусе» же играют Данила Козловский и Елизавета Боярская, это большой студийный проект, но сделан он с импровизационной естественностью стэндапа. Бродячий сюжет – девушка бросает парня (от обаятельного шалтая-болтая уходит к основательному стоматологу – и это двойная боль, ведь дантисты портят герою жизнь с раннего детства) – звучит, будто рассказ о том, что на днях случилось с вашими друзьями. И мудрый рецепт расставания тоже можно взять на заметку.
Несколько лет назад Павел Руминов проповедовал идею Naked Cinema, то есть, обнаженного – безбюджетного и искреннего – кино, которое может снять каждый – сколотив movie band по образу и подобию рок-группы. Именно так были сняты его маленькие шедевры «Человек, который молчал», «Записка», «Визит мушкетера» или «Два часа». В «Статусе: свободен» – тот же дух naked cinema; дух дышит, где хочет.
12. «Ученик»
Выдающийся социальный гротеск Кирилла Серебренникова, с успехом показанный в каннском «Особом взгляде» (и в самом конце 2016-го принесший приз Европейской киноакадемии композитору Илье Демуцкому). Подробнее – в рецензии к выходу «Ученика» в широкий российский прокат.
13. «Сьераневада» (Sieranevada)
Трехчасовое – почти в режиме реального времени – погружение в быт большой бухарестской семьи, готовящейся к поминальному ужину. Камерный фильм режиссера-виртуоза Кристи Пуйю, почти не покидающий захламленной квартиры и избегающий любого символизма, становится эпопеей, современной «Войной и миром», где война вынесена за скобки – в ролики на youtube и повод для застольного трепа.
14. «Женщина, которая ушла» (Ang Babaeng Humayo)
Победитель Венецианского кинофестиваля – раскинувшаяся на три часа сорок восемь минут вольная экранизация крошечного рассказа Льва Толстого. Русская классика – в списке приоритетов уникального филиппинца Лава Диаса, наравне с кровавой и героической историей родной страны и специфическим отношением к экранному времени: для Диаса неполные четыре часа – почти короткий метр. Как сказал мой коллега – и даже не то, чтобы в шутку, – «Женщина, которая ушла» заканчивается в тот момент, когда другие фильмы Диаса только начинаются». Немного подробнее – в репортаже из Венеции.
В списке лучших фильмов года должен быть и предыдущий гигант Диаса, показанная в Берлине «Колыбельная печальной тайне» – не выделяю её отдельной строкой лишь из-за нехватки места.
15. «Неоновый демон» (The Neon Demon)
Сюрреалистический трип в сердце гламурной тьмы, предпринятый датским радикалом Николасом Виндингом Рефном.
16. «Чудо на Гудзоне» (Sully)
Фильм 86-летнего патриарха Клинта Иствуда опровергает все стандартные мнения о возрасте и бодрости: из заочного режиссерского армрестлинга с любым борзым молодым автором Иствуд выйдет победителем. «Чудо на Гудзоне» – реконструкция подлинных событий. 15 января 2009 года вскоре после вылета из нью-йоркского аэропорта Ла-Гуардия аэробус А320 столкнулся со стаей канадских казарок. Оба двигателя вышли из строя, капитан Чесли «Салли» Салленберг (Том Хэнкс) рискнул посадить самолет на Гудзон. Случившееся нарекли чудом – потому что выжили все 155 находившихся на борту человек; беспрецедентный случай в истории экстренных приводнений пассажирских лайнеров. Салли в секунду превратился в национального героя, что не остановило от расследования Национальный совет по безопасности на транспорте...
В стопроцентно реальном мире Иствуда экзистеницальный надрыв устранен как класс. Боль – преодолима, проблемы – решаемы, сила – в правде.
17. «Водолей» (Aquarius)
Кинороман бразильского кинокритика Клебера Мендонсы Фильо, возвращающий на экран легенданую Соню Брагу. Сага о частной жизни и большой истории, ностальгии и борьбе – и со строительной фирмой, покушающейся на родовое гнездо Клары, кондоминиум «Водолей», и с самим роком, пасующим перед гордой осанкой.
18. «Бакалавриат» (Bacalaureat)
Ловко придуманная каннским любимцем Кристианом Мунджу трагикомедия о пожилом докторе, готовом поступиться принципами ради будущего дочери. Ей просто необходимо сдать школьные выпускные экзамены отлично – чтобы продолжить обучение в Англии. Но дочь подвергается нападению насильника (то ли реального, то ли выдуманного – не исключено, что девочка сама саботирует отъезд) и из-за пережитого потрясения вряд ли вытянет на пятерку. Отцу не остается ничего, кроме как вовлечься в порочный круг «ты – мне, я – тебе». Детальное, глубокое и захватывающее изыскание об обществе и морали.
19. «Аномия»
Радикальный безбюджетный опус Владимира Козлова, на мой вкус, лучшего российского писателя наших дней. Почти хроникальный гиперреализм рассказа с уголовным исходом – о девушках из провинции, не поделивших парня – оборачивается гиньолем; брехтианская отстраненность идеально подходит медицинскому бесстрашию, с которым Козлов выносит диагноз-приговор: загадочная «Аномия» в названии – «состояние общества, в котором разложение, дезинтеграция и распад определённой системы устоявшихся ценностей и норм, ранее поддерживавших традиционный общественный порядок, отныне не соответствует новым сформулированным и принятым государством идеалам».
А еще Козлов – единственный (во всяком случае, у нас) режиссер-панк, достигающий высочайшего художественного результата методами любительского кино.
20. «Светское общество» (Café Society)
Новый Вуди Аллен – на пике мастерства и мудрости.
21. «Зверополис» (Zootopia)
Сюрприз, преподнесенный, вроде бы, детской, диснеевской анимацией. Фантастическая «Зверотопия» Байрона Хоуарда и Рича Мура – первоклассный, без всяких скидок, нуар и весьма саркастичный, антиутопический памфлет. Впрочем, малые дети тоже в восторге – какие же здесь звери!
22. «Апогей человеческого» (El auge del humano)
Дебют аргентинца Эдуардо Уильямса, при первом просмотре, скорее, обескураживающий, но в итоге западающий в память сильнее многих куда более внятных фильмов. Подробнее – в репортаже из Локарно, где «Апогей» победил в конкурсе дебютов «Режиссеры настоящего».
23. «Она» (Elle)
Великий голландец Пауль Верхувен мимикрирует под элегантно буржуазную сатиру, сохраняя верность темам секса и насилия.
24. «Рай»
Молодецки жонглирующий стилями историко-политический кинороман Андрея Кончаловского – об СС и Сопротивлении, концлагерном аде и немыслимой надежде, происхождении нацизма, любви и святости, бессилии и величии культуры – без штампов и предсказуемых ходов.
25. «Тони Эрдманн» (Toni Erdmann)
Длинная комедия немки Марен Аде – чуть ли не главный европейский хит года (и нашего фестиваля немецкого кино); самый вероятный претендент на иноязычный «Оскар». Подробнее – здесь.
26. «Я, Дэниел Блейк» (I, Daniel Blake)
Политический манифест Кена Лоуча, спровоцированный неолиберальным реваншем. «Золотая Пальмовая ветвь» Каннского фестиваля. Подробнее о фильме и его авторе – в тексте к открытию «Бритфеста».
27. «Безбог» (Безбог; Godless)
Дебют болгарского режиссера Ралицы Петровой – еще одно жесткое высказывание о мире, где нет ни Бога, ни социальной гармонии. «Золотой леопард» фестиваля в Локарно. Подробнее – здесь.
28. «Море в огне» (Fuocoammare)
Новая работа маститого итальянского документалиста Джанфранко Рози. Хотя чистым доком эту меланхоличную кинопоэму о жизни на острове Лампедуза (местный мальчишка, его семья, друзья, незатейливые игры и мечты, с одной стороны; с другой – сотни африканских эмигрантов, живых и мертвых, прибывающих в корабельных трюмах на остров свободы) назвать нельзя. Рози часто прибегает к постановке событий и вообще склонен к поэтизации действительности. «Золотой медведь» МКФ в Берлине.
29. «Ла Ла Ленд» (La La Land)
Грустный мюзикл Дэмиена Шазеля с Райаном Гослингом и Эммой Стоун; большой Голливуд во всем старомодном великолепии. Чуть подробнее – в репортаже из Венеции, где «Ла Ла Ленду» выпала честь быть фильмом открытия.
30. «Сафари» (Safari)
Австрийский хроникер общественных паранормальностей Ульрих Зайдль документирует кровавый лицензированный досуг. Зал леденеет от ужаса – кажется, даже глумившийся над чувствами верующих «Рай. Вера» не повергал публику в такое шоковое оцепенение. Сам Зайдль при этом потрясающе невозмутим и судить героев, обладающих лицензией на убийство, отказывается.
31. «Джеки» (Jackie)
Чилиец Пабло Ларрайн выпустил в 2016-м сразу две необычных биографии: «Неруду» и «Джеки», посвященную Жаклин Кеннеди. Чуть подробнее – не столько о фильме, сколько об изумительной Натали Портман в заглавной роли – в репортаже из Венеции.
32. «Изгой-один. Звездные войны: Истории» (Rogue One: A Star Wars Story)
Батальное космическое полотно Гарета Эдвардса – ответвление от саги «Звездные войны», рассказ о создании Звезды Смерти и героях, сделавших возможной победу над ней (то есть, о событиях предшествовавших и параллельных четвертому эпизоду «Новая надежда»). Беспощадная (и беспроигрышная) эксплуатация жертвенной героики.
33. «Поэзия без конца» (Poesía sin fin)
Продолжение сюрреалистической автобиографии гениального Алехандро Ходоровского.
34. «Смерть Людовика XIV» (La mort de Louis XIV)
Молодой каталонский гений Альберт Серра реконструирует последние дни короля-солнце (с, правда, божественным Жан-Пьером Лео в главной роли). Очень камерное, локальное, тихое и интимное кино, выполненное с изумительной филигранностью.
35. «Чума в ауле Каратас»
Кафкианская фантазия казахского вундеркинда Адильхана Ержанова, прогремевшего два года назад, после каннской премьеры «Хозяев». Мрачный фарс кошмарных масок, болезненная и чарующая рефлексия глобального социального неблагополучия.
36. «Зоология»
Немыслимая лирическая комедия Ивана И. Твердовского – про любовь и неискоренимо гоголевскую Россию. Подробнее – в рецензии.
37. «Мне некуда было идти» (I Had Nowhere to Go)
Уникальная кинобиография авангардиста Йонаса Мекаса, осуществленная британским видеохудожником Дугласом Гордоном на стыке с contemporary art. Подробнее – в репортаже из Локарно, где фильм открывал конкурсную секцию «Режиссеры настоящего».
38. «Свора любви» (Hounds of Love)
Жестокий триллер австралийца Бена Янга – о том, какой смертельно опасной сукой может быть настоящая любовь. Немного подробнее – в венецианском репортаже.
39. «Дональд плакал» (Donald Cried)
Хит «Амфеста», душевный дебют независимого американца Криса Аведисяна. Подробнее – в моём репортаже из Локарно и тексте Леонида Александровского.
40. «Неделя и день» (Shavua Ve Yom; One Week and a Day)
Сюрприз каннской «Недели критики» – дебют израильтянина Асафа Полонского, тонкая, парадоксальная трагикомедия о трауре и марихуане, сближающей поколения.
41. «Тень Шамиссо» (Chamissos Schatten)
Беспрецедентный опыт заслуженной немецкой авангардистки Ульрики Оттингер – 716 минут о путешествии на Аляску, Чукотку и Камчатку под аккомпанемент естественнонаучных и поэтических штудий Адальберта фон Шамиссо.
42. «Рыба-мечта»
Полнометражный дебют Антона Бильжо – об отношениях мужчины и женщины на примере отношений мужчины и русалки. Подробнее – в отдельной рецензии.
43. «Арбузные корки»
Дебют Бориса Гуца – молодежная психологическая драма в изощренной повествовательной форме. Три главы, названные по именам и прозвищам главных героев, три версии одного отрезка времени – утра на еще безлюдном пляже где-то на московской окраине, запутанный клубок детских и семейных травм, сексуальных наваждений и комплексов. Со снайперской точностью расставлены и якоря, пригвождающие действие к «здесь и сейчас», России времен Владимира Путина.
44. «Полный расколбас» (Sausage Party)
Этот список был бы неполным без восхитительно похабного мультфильма Грега Тирнана и Конрада Вернона, оживляющего еду на полках супермаркета. Ничего откровеннее, непристойнее и смешнее финальной пищевой порно-оргии в легальном кино не появлялось, кажется, никогда.
PS Вот и бонус – у этих фильмов тоже есть право быть в списке лучших:
«Апноэ» (Apnée) Жана-Кристофа Мерисса, Франция; «Бедуин» (Beduino) Жулиу Брессане, Бразилия; «Бриллиантовый остров» (Diamond Island) Дэйви Шу, Камбоджа – Франция; «В центре циклона» Лизы Козловой, Россия; «Голограмма для короля» (A Hologram for the King) Тома Тыквера, Германия – США; «Горло Сердце Желудок» (Gorge Cœur Ventre) Мод Апи, Франция; «Город Доусон: Замороженное время» (Dawson City: Frozen Time) Билла Моррисона, США; «Горькие деньги» (Ku Qian; Bitter Money) Ван Биня, Китай; «Да здравствует Цезарь!» (Hail, Caesar!) братьев Коэн, США; «Дебри» (La region salvaje) Амата Эскаланте, Мексика; «Дедушка лёгкого поведения» (Dirty Grandpa) Дэна Мазера, США; «Дни Франции» (Jours de France) Жерома Рейбо, Франция; «Дорога в Мандалай» (The Road to Mandalay) Миди Z, Тайвань – Мьянма – Франция; «Ещё раз, с чувством» (One More Time with Feeling) Эндрю Доминика, Великобритания – Франция; «Из дневника свадебного фотографа» (Myomano shel tzalam hatonot) Надава Лапида, Израиль; «Изгнание» (Exil) Рити Пана, Франция; «Исход в Шанхай» (Exodus to Shanghai) Энтони Хикокса, Великобритания – Австрия; «Караваджо» (Le Caravage) Алена Кавалье, Франция; «Коммуникация и ложь» (Communication and Lies) Ли Сён Вона, Южная Корея; «Коммуна» (Kollektivet) Томаса Винтерберга, Дания; «Конкурс» (Le concours) Клер Симон, Франция; «Король бельгийцев» (King of the Belgians) Петера Бросенса и Джессики Вудворт, Бельгия – Нидерланды – Болгария; «Крид: Наследие Рокки» (Creed) Райана Куглера, США; «Кристина» (Christine) Антонио Кампоса, США; «Крутые меры» (Bastille Day) Джеймса Уоткинса, Великобритания – Франция; «Любовь и дружба» (Love & Friendship) Уита Стиллмана, Ирландия – Нидерланды – Франция; «Мальчики на деревьях» (Boys in the Trees) Николаса Версо, Австралия; «Мама Роза» (Ma' Rosa) Брильянте Мендосы, Филиппины; «Мать» (Ema) Кадри Кыусаар; «Мой убийца» Костаса Марсана, Россия; «Мохенжо Даро» (Mohenjo Daro) Ашутоша Говарикера, Индия; «Мы ли не коты» (Are We Not Cats) Ксандера Робина, США; «На млечном пути» (Na mliječnom putu) Эмира Кустурицы, Сербия – Франция – США; «Небольшой скачок вниз» (A Minor Leap Down; Paridan az Ertefa Kam) Хамеда Раджаби, Иран – Франция; «Незаконнорожденный» (Ilegitim) Адриана Ситару, Румыния; «Неправильные элементы» (Wrong Elements) Джонатана Литтелла, Франция – Бельгия – Уганда; «О футболе и про ангелов» Аксиньи Гог., Россия; «Охотники за привидениями» (Ghostbusters) Пола Фига; «Парк» (Le Parc) Дамьена Манивеля, Франция; «Первый лайк» (First Like) Александра Рённберга, Швеция; «Перед утренней зарёй» (Vor der Morgenröte) Марии Шрадер, Австрия – Германия; «Персональный покупатель» (Personal Shopper) Оливье Ассайяса, Франция; «Полина» (Polina; Polina, danser sa vie) Валери Мюллер и Анжелена Прельжокажа, Франция – Бельгия; «Политическое животное» (Animal político) Tião, Бразилия; «После бури» (Umi yorimo mada fukaku; After the Storm) Хирокадзу Корээды, Япония; «Последняя земля» (La última tierra) Пабло Ламара, Парагвай; «Пыльный телеканал» (The Dust Channel) Рое Розена, Израиль; «Река Коргу» (Rio Corgo) Майи Косы и Серхио да Кошты; «Ручьи, луга и милые лица» (Al Ma' wal Khodra wal Wajh El Hassan; Brooks, Meadows and Lovely Faces) Юсри Насраллы, Египет; «Святый Боже» Владлены Санду, Россия; «Слава» (Glory) Петра Вылчанова и Кристины Грозевой, Болгария; «Смотровая площадка» (Voir du Pays) Дельфин и Мюриэль Кулен, Франция; «Старый череп» (Viejo calavera) Киро Руссо, Боливия – Катар; «Стой прямо» (Rester vertical) Алена Гироди, Франция; «Прекрасные дни в Аранхуэсе» (Les Beaux Jours d'Aranjuez) Вима Вендерса, Германия – Франция; «Три девятки» (Triple 9) Джона Хиллкоута, США; «Хиссен Хабре, трагедия Чада» (Hissein Habré, Une Tragédie Tchadienne) Махамата-Салеха Харуна, Франция; «Экономика супружеской пары» (L'Économie du couple) Жоакима Лафосса, Бельгия – Франция; «Это всего лишь конец света» (Juste la fin du monde) Ксавье Долана, Канада – Франция; «Это мой папа» Анны Симаковой, Россия; «Это ощущение лета» (Ce sentiment de l'été) Микаэля Эрса, Франция; «Яблоко моего глаза» (La Prunelle de mes yeux) Аксель Ропер, Франция; «Afterlov» (Αφτερλωβ) Стерхиоса Пасхоса, Греция; «Destruction Babies» Тецуи Марико, Япония; «Out of Love» Паломы Агилеры Вальдебенито, Нидерланды; «Radio Dreams» Бабака Джалали, США; «Ta'ang» Ван Биня, Китай...