Здесь – быстрый гид по IV фестивалю нового французского кино!
«LE CINEMA FRANÇAIS» проходит с 11 по 18 октября в Москве и еще 20 городах России. Географический размах фестиваля сопоставим с жанровым и тематическим спектром сильнейшей европейской кинематографии. В десятке премьер – фильмы на любой вкус и темперамент, участники Канна, Венеции и Сан-Себастьяна, и зрелища, рассчитанные на демократичную атмосферу мультиплексов.
Впрочем, французские режиссеры фестивального пула тоже думают о зрителе: скучать – дурной тон.
И оба фильма из конкурса 70-го Каннского фестиваля – крепкое жанровое кино: гротескная ретро-комедия и эротический триллер. С него и начнем наше французское путешествие.
«Двуличный любовник» – новый фильм Франсуа Озона; он сам и его красотка-актриса Марина Вакт будут на московской премьере 15 октября.
Героиня Вакт запутывается в отношениях с мужем и любовником – братьями-близнецами во всём, включая и генетический набор, и профессию: и Поль, и Луи (обоих играет Жереми Ренье, любимый актер братьев Дарденн, сотрудничающий с Озоном еще с «Криминальных любовников») – психоаналитики. Один – вкрадчивый и мягкий, другой – нахрапистый и брутальный; таких же разных стилей братья-врачи придерживаются и в сексе...
«Двуличный любовник» смачно эксплуатирует обожаемую интеллектуалами тему двойников (среди предшественников Озона – Достоевский и Набоков, Борхес и Кортасар), выводя её на поле параноидального эротического триллера.
Один из самых броских фильмов Озона, режиссера с попс-закваской, не стесняющегося прямых заимствований и стилизаций. Он – почти как его раздвоившиеся на две ипостаси герой: с одной стороны, вежливый представитель европейского авторского кино, с другой – бессовестный циник, склонный к широким вульгарным мазкам.
Следующая остановка: комедия. Да не простая, а про величайшего человека в истории кино.
«Молодой Годар» – байопик, посвященный режиссеру Жан-Люку Годару; в оригинале фильм называется «Грозный» – в честь подводной лодки, чей запуск пришелся на бурное для героя время: свадьба с Анн Вяземски, выход фильма «Китаянка», переход режиссера в радикальный стан последователей китайского революционера Мао Цзедуна. Главные роли – Годара и Вяземски – играет изумительно красивый дуэт: Луи Гаррель и Стэйси Мартин, открытая триеровской «Нимфоманкой». Режиссер – Мишель Азанавичус, создатель комедийного цикла об агенте 117 и немого хита «Артист».
В биографии Годара Азанавичус не чурается стеба и карикатуры – да так, что порой даже неловко: взгляд на революционную романтику 1968-го отдает святотатством.
Но в итоге в фильме доминирует другая, весьма трепетная нота – история одиночества человека, всю жизнь бежавшего из отлаженной и успешной системы.
«Жизнь» – так внятно и без отвлекающих виньеток называется фильм Стефана Бризе, в 2016-м году участвовавший в конкурсе Венецианского кинофестиваля (и получивший приз ФИПРЕССИ).
Экранизация Ги де Мопассана – редкий в сегодняшнем большом кино образец фильма-романа (романный формат узурпировали сериалы). Разыгранная в живописных интерьерах XIX века женская история – с новой звездой Жюдит Шемла в главной роли – сочетает старомодную повествовательную обстоятельностью и вполне современный – летящим, подвижный, мозаичный – монтаж.
7 других фильмов французского фестиваля я сам увижу на российских премьерах впервые, поэтому о них – без комментариев, в формате «почему их хочется посмотреть».
«Дикарь» – биография великого живописца Поля Гогена, француза, нашедшего свой персональный потерянный рай на Таити. В главной роли – Венсан Кассель, актер бешеной энергетики; среди его выдающихся ролей – враг французского государства номер один, легендарный налётчик Жак Мерин;
чертовски интересно увидеть, каким станет Гоген в исполнении такого «опасного человека».
«Праздничный переполох» – социальная комедия про современную свадьбу на исторической территории замка XVIII века. Её авторы – режиссерский дуэт Оливье Накаша и Эрика Толедано – сделали один из самых значимых французских хитов последних лет «1+1».
Есть надежда, что Накаш и Толедано почувствуют пульс нашего времени – и посмеются над его прерывистым биением.
«Завуалируй это» – комедия на вечно актуальную тему «любовь и религия»; да ещё и с немеркнущими трансгендерными мотивами бурлеска «В джазе только девушки». Ради встреч с Лейлой, чей суровый брат исповедует ислам, влюбленный Арман выдает себя за женщину, благо под покровами хиджаба трудно рассмотреть первичные половые признаки.
Звучит свежо, смешно и смело.
«Афера доктора Нока» – бенефис афрофранцузского комика Омара Си; плутовское ретро – а кто лучше французов умеет снимать элегантные криминальные комедии? – о воре, выдающем себя за врача. В главной женской роли – красавица Ана Жирардо.
Кажется, не фильм, а 113 минут обаяния.
«Возвращение в Бургундию» – новый фильм Седрика Клапиша, специалиста по разговорным семейным драмеди; на этот раз – о наследниках, приезжающих на виноградник покойного отца (среди исполнителей – вновь чудесная Ана Жирардо).
Должно быть качественно, респектабельно и буржуазно.
«Побег из Рио» – экшн о молодых француженках в Рио-де-Жанейро. Зачин напоминает недавний голливудский хит со Скарлетт Йоханссон «Очень плохие девчонки»: здесь героини, приехавшие на свадьбу подруги, попадают на слишком веселую вечеринку и совершают непредумышленное убийство.
Но дальше, кажется, начинается настоящий приключенческий эпос – с огнестрельным трипом горячих девушек по горячей стране.
«Любовь-морковь по-французски» заранее, скорее, настораживает: любовники меняются телами, сколько можно? Избитый коммерческий ход; прямо сейчас в нашем прокате идет аналогичная итальянская комедия «Не твоё тело».
Но, раз про перемену тел снимают так часто, значит, это кому-нибудь нужно; вдруг французский перевертыш окажется веселее своих российских и итальянских соперников?
Подробное расписание – на официальных сайтов сетей «Синема Парк» и «Формула кино».