Сдержанные шутки и море слёз, обилие всех оттенков красного в нарядах и относительный расовый паритет (если перевес и есть, то в пользу афроамериканцев в Голливуде) – приметы оскаровской ночи. В финале которой Джулия Робертс вручила главную награду «Зелёной книге». Фильму Питера Фаррелли, переквалифицировавшегося из комедиографов в серьёзного человека, о расовом неравенстве и мужской дружбе в Америке 1960-х. Задушевному buddy movie, прикидывающемуся социальным ретро.
91-й «Оскар» – первая церемония, которая прошла без ведущего:
Кевин Харт, афроамериканский актер и стендап-комик, добровольно отказался от этой чести после скандала с ЛГБТ-сообществом. Оно обиделось на старые (2009-го года) твиты Харта (ныне удалённые). Чувствовать себя обиженными и оскорбленными в лучших чувствах – тренд нашего времени (судя по «Холмсу и Ватсону», секс-шутки сегодня возможны только в адрес онанистов, они до сих пор не организовали профсоюз и не обзавелись поддержкой сенаторов). Результатом очередной запоздалой обиды стало устранение роли ведущего. Может, и к лучшему: Академия, озабоченная падением зрительских рейтингов, постаралась сделать церемонию короче, чем обычно. Но в запланированные три часа шоу всё же не уложилось и шло минут на 15 дольше. (На фото – несостоявшийся MC Кевин Харт).
Началом церемонии стало попурри из двух песен Queen (We Will Rock You и We Are the Champions) в исполнении старого гитариста группы Брайана Мэя, старого ударника Роджера Тейлора и нового вокалиста Адама Лэмберта. После чего три комедиантки, Майя Рудольф, Тина Фей и Эми Полер, вышли представить приз за женскую роль второго плана, но, в отсутствие ведущего, частично разделили эту роль между собой – хотя бы на пару минут. Не преминув пошутить, что, оказавшись завтра в журнале USA Today, введут публику в заблуждение: все решат, что трио и вело церемонию.
Кстати, про что ещё дозволено шутить?
Про то, что Мексика не платит за стену на границе с США, и рекламу. (Все скриншоты церемонии – из трансляции, организованной в России сайтом Кинопоиск).
Эмма Стоун и Рэчел Вайц, соперницы в номинации и фильме «Фаворитка», проиграли. «Оскар» – Реджине Кинг, за роль в драме «Если Бил-стрит могла бы заговорить». Спич со слезами на глазах Кинг посвятила Джеймсу Болдуину (которому наша компания только что посвятила миниретроспективу) и своей маме, после чего перешла к благодарностям в адрес коллег и Бога, который «добр, всегда добр».
Джейсон Момоа и Хелен Миррен порадовались сходству цветов своих выходных платьев и вручили «Оскар» за лучший документальный фильм – «Свободному подъёму в одиночку» о скалолазе Алексе Хоннолде. Благодарственную речь один из режиссеров и продюсеров, Элизабет Чай Васарели, начала с выражения признательности компании National Geographic, доверившей проект «женщинам и цветным».
Ни одна номинацию не даёт забыть, в эпоху каких приоритетов мы живём.
Том Морелло из Rage Against the Machine начал представление основных номинантов – с «Власти», отметив страсть, жесткий бит и басы фильма. Который тремя минутами позже получил свой первый «Оскар» – за лучший грим и причёску, из рук Элси Фишер и Стефана Джеймса.
Мелисса МакКарти и Брайан Тайри Генри произвели фурор костюмами, в которых вышли вручать «Оскар» за лучшие костюмы. Плюшевый кролик помог распаковать конверт с именем победителя – Рут И. Картер, «Чёрная пантера».
Дженнифер Лопес и Крис Эванс, сами похожие на произведения современного искусства, огласили победителя в номинации лучшая работа художника: вновь «Чёрная пантера»; лауреатка Ханна Биклер прочла речь с экрана телефона. Такие черновики заготовлены у всех номинантов – вдруг повезет, надо будет быстро, в течение 90 секунд, сказать все нужные спасибо.
Тайлер Перри заявил о важности творческого сообщества и представил номинированные на «Оскар» операторские работы. Победил Альфонсо Куарон, впервые выступивший на своём режиссерском фильме – «Рома» – в таком качестве (пойдя, таким образом, по пути Сокурова и Содерберга). Эммануэль «Чива» Любецкий, постоянный оператор Куарона, на «Роме» работать не смог, но советами помог, можно не сомневаться, и благодарный Куарон не раз назвал его имя со сцены.
Первая музыкальная пауза: песня I’ll Fight из документального фильма RBG – о судье Руфь Бадер Гинсбург; песню исполнила Дженнифер Хадсон.
Серена Уильямс представила следующего номинанта на главный «Оскар» – музыкальную драму «Звезда родилась».
Джеймс МакЭвой и Гурира, играя интонациями, вручили два «Оскара» «Богемской рапсодии» – за лучший монтаж звуковых эффектов и лучшее сведение звука (вечная загадка для непосвящённых – чем эти две номинации отличаются? Хорошо, что обе награды достались одному фильму – звук един!).
Квин Латифа кратко пересказала третий номинант в категории «Лучший фильм» – «Фаворитку».
Хавьер Бардем по-испански осудил стены и границы, разделяющие страны.
Бардем и Анджела Бассет наградили лучший фильм на иностранном языке – им предсказуемо стал «Рома». «Я вырос, смотря фильмы на иностранном языке, они вдохновляли меня, – сказал Куарон, упомянув несколько классических названий: «Расёмон», «Крестный отец», «На последнем дыхании»… Куарон процитировал Шаброля, уточнившего, что французская новая волна – не волна, а океан, и заметил, что сам хотел бы быть частью такого океана.
Вторая музыкальная пауза: песню The Place Where Lost Things Go из «Мэри Поппинс возвращается» исполнила Бетти Мидлер.
Вслед за представлением четвёртого номинанта – «Чёрной пантеры» – пришёл черед подняться на сцену Майклу Китону. Он передал золото монтажёру «Богемской рапсодии» Джону Оттману.
А вот режиссёр Брайан Сингер от церемонии отлучён:
серия столь популярных сегодня обвинений в сексуальных домогательствах и сексуальных отношениях с несовершеннолетними накрыла и его. И благодарностей от получающих награду коллег ему не досталось: для таких принципиальных голливудцев презумпции невиновности не существует; в любое слово формата me too здесь веруют сильнее, чем в Бэтмена.
Дэниел Крейг и Шарлиз Терон вышли под тему Джеймса Бонда, чтобы чествовать актеров второго плана. Победил Махершала Али, исполнитель роли чернокожего пианиста, доктора Джона Ширли, в «Зелёной книге». Корректное и сдержанное выступление – благодарности по делу, без чрезмерных эмоций, под стать герою.
Далее Лора Дерн рассказала о скором открытии киномузея Академии, а Фаррел Уильямс и Мишель Йео погрузились в мир полнометражного анимационного кино: победителем в этой номинации стал «Человек-паук: Через Вселенные».
Музыкальная пауза: минутка кантри When a Cowboy Trades His Spurs for Wings из «Баллады Бастера Скраггса» в исполнении Джиллиан Уэлш и Дэвида Ролингса – под аплодисменты Джоэла Коэна и Фрэнсис МакДорманд.
Майк Майерс и Дана Карви, горланившие песню «Богемская рапсодия» в адовой комедии 1990-х «Мир Уэйна», вернулись из небытия на сцену кинотеатра «Кодак», чтобы представить понятно какого номинанта.
Прежде, чем представить номинантов в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм», Аквафина и Джон Мулэйни обсудили, при виде кого из встреченных на церемонии их сердце ушло в пятки (ответ: Спайк Ли и Джордан Пил). Пиксаровский мультфильм «Бао» победил, дав возможность режиссёру Доми Ши произнести: «Девчонки, не бойтесь рисовать свои истории! И спасибо Питу Доктеру, поверившему в мою странность».
Есть странность и в лучшем документальном коротком метре «Точка. Конец предложения».
Режиссер Райка Зетабчи призвала к борьбе за менструальное равенство
(насколько я понял, речь об ущемлении женских прав в Индии, где девочки на время менструального цикла отстраняются от занятий, и прокладки там всё ещё в новинку) и призналась в том, что переживает такой период прямо сейчас (Period в названии – ещё и менструальный цикл).
Диего Луна и шеф-повар Хосе Андрес представили «Рому», отметив прогрессивность и гуманизм номинанта на «Лучший фильм».
Пол Радд и Сара Полсон разобрались с «Оскаром» за спецэффекты: утешительный приз – «Человеку на Луне», выдающейся картине, к которой киноакадемики отнеслись с необъяснимым равнодушием.
Брэдли Купер и Леди Гага спели песню Shallow из фильма «Звезда родилась»: зал встретил этот концертный номер стоячей овацией.
В том, что «Оскар» достанется именно этой работе, не сомневался никто. Но вручение соответствующей премии ещё впереди. А пока Кристен Риттер и Кики Лэйн отметили инновационность и эмоциональность претендентов на «Оскар» за игровой короткий метр. Победила «Кожа» израильтянина Гая Наттива, только что показавшего одноименный полнометражный фильм на Берлинале. Сюжеты в короткой и длинной «Коже» разные, но тема – неонацизм и противостояние ему – одна. И Наттив не случайно вспомнил бабушку, пережившую Холокост.
Сэмюэл Л. Джексон и Бри Ларсон, со смехом процитировав Фрэнку Капру и недавно скончавшегося Уильяма Голдвина, вручили «Оскары» за сценарий.
Лучшим оригинальным признан «Зелёная книга» Ника Валлелонги, Брайана Хейса Карри и Питера Фаррелли. Лучшим адаптированным – «Чёрный клановец» Чарли Уочтела, Дэвида Рабиновица, Кевина Уилмотта и Спайка Ли. Ли вспомнил прабабушку-рабыню, поблагодарил предков, строивших страну, несмотря на геноцид, и призвал мобилизоваться перед грядущими президентскими выборами и поступить правильно.
Что правильно, а что нет, Ли уточнять не стал.
Майкл Би. Джордан и Тесса Томпсон поговорили о хорошем саундтреке и объявили победителя в номинации «Лучшая музыка»: победил шведский композитор и институтский товарищ Райана Куглера Людвиг Гёрансон с «Чёрной пантерой».
Констанс Ву и Чедвик Боузман принесли победу песне Леди Гага, сквозь слёзы обратившейся к залу с призывом не сдаваться и верить в мечту.
Президент Академии Джон Бейли открыл постоянную рубрику церемонии – In Memoriam, дань памяти покойным кинематографистам. Среди них было много великих европейцев – от Бернардо Бертолуччи и Клода Ланцмана до Робби Мюллера и Бруно Ганца. Затем на сцену вышла Барбра Стрейзанд. Она сказала, что в наши дни трудно переоценить правду, призналась, что не удержалась от восторженного твита про «Черного клановца», который быстро оценил такой же, как она, уроженец Бруклина, – Спайк Ли.
Это было представление «Чёрного клановца» как номинанта на лучший фильм.
Гэри Олдман и Эллисон Дженни, победители прошлого года, получившие «Оскары» за роли любителей виски в облаках табачного дыма (мамаши фигуристки Тони и Черчилля), подвели итог борьбы за лучшую мужскую роль.
Рами Малек, Фредди Меркьюри, «Богемская рапсодия». Малек крепко расцеловал подругу и партнершу по фильму Люси Бойнтон, поблагодарил всю семью, включая папу, который, возможно, смотрит на его успех с небес, и упомянул о том, что он, выходец из семьи египетских эмигрантов, американец в первом поколении.
Спич Малека определенно вышел за границы отпущенных номинантам 90 секунд, но прерывать его никто не стал.
Амандла Стенберг и конгрессмен Джон Льюис (нечасто политики появляются на церемонии; этот известен как оппонент Трампа) представили последний из номинантов на «Лучший фильм» – «Зелёную книгу». Напомнив о том, как унижали и избивали афроамериканцев; «и наша нация по-прежнему несет эти шрамы – как и я сам», сказал Льюис.
Премию за лучшую женскую роль вручили Фрэнсис МакДорманд и Сэм Рокуэлл, партнеры по «Трем биллбордам...». «Оскар» ушёл к англичанке Оливии Колман за «Фаворитку» – единственное достижение фильма, получившего впечатляющие 10 номинаций. Колман была самой ошеломлённой из победителей. И, кажется, единственная поблагодарила не только родных и коллег, но и агента.
Гильермо дель Торо вручил «Оскар» за лучшую режиссуру «Роме»: два мексиканца, два года подряд побеждавшие в Венеции, обнялись на сцене.
Шутки про то, что приз достался, по сути, телефильму (Netflix, привет!), в число разрешенных не попали. Куарон по бумажке проговорил свой текст, сделав акцент на защите бесправных женщин.
Венцом же церемонии стал выход нестареющей Джулии Робертс. Она объявила о победе «Зелёной книги».
Мы предсказывали такой исход, анонсируя номинатов в январе.