«Золотая Маска-2018»: Свобода Кирилла Серебренникова


Вадим Рутковский
15 April 2018

24-й национальный театральный фестиваль завершился спецпремией «Гоголь-центру» и победой драматических спектаклей из СПб

В дополнение к большому тексту о конкурсной программе «Золотой Маски» – все официальные итоги с короткими неофициальными комментариями.

Жюри драматического театра и театра кукол присудило две специальных премии. Одну – Хабаровскому театру юного зрителя, «За тонкое и сценически выразительное прочтение повести Льва Толстого «Детство» средствами целостного актерского ансамбля». Приятно, что нежный, тихий и изобретательный спектакль не остался незамеченным.


Другая спецпремия – коллективу театра «Гоголь-центр» под руководством Кирилла Серебренникова «За создание пространства творческой свободы и смелые поиски языка театральной современности».

Так жюри выделило не отдельный спектакль или лично Кирилла, но большой и живой дом, который он построил

Я дважды сотрудничал с «Гоголь-центром» как автор ежегодных буклетов театра. Возможно, и в этом коллективе есть подводные течения, незаметные для человека со стороны (хотя вряд ли). Но, правда, я, кажется, нигде не встречал столько прекрасных людей сразу;

Кирилл создал не просто высококлассный театр, но магнитное поле, притягивающее только талантливых, благородных и красивых. И я говорю не только о тех, кто выходит на аплодисменты.

Во всех цехах «Гоголь-центра», на всех уровнях собрались лучшие люди на Земле. Этот спецприз – самый важный из итогов 24-й «Золотой Маски», прошедшей в мрачные дни судебных преследований Серебренникова и всей административной команды проекта «Платформа».

Персональную режиссерскую награду Кирилл получил (увы, пока не лично в руки) за очередную искрометную главу в своей энциклопедии русской жизни – постановку оперы Александра Маноцкова «Чаадский» по мотивам «Горя от ума».


А премия в номинации «Лучшая женская роль» досталась Алле Демидовой за гогольцентровскую «Ахматову. Поэму без героя», где она не просто актриса, но соавтор Кирилла Серебренникова.


«Золотая Маска» за лучшую мужскую рольВячеславу Ковалёву, сыгравшему в «Изгнании» Миндаугаса Карбаускаса в Театре им. В. Маяковского.

Лучший драматург – автор «Человека из Подольска» Дмитрий Данилов; и драматург – действительно главный человек в спектакле «Театра.doc». Последнем спектакле Михаила Угарова, номинированном на «Золотую Маску».

К решению жюри в номинациях «Роль второго плана» присоединяюсь целиком и полностью. Женская премия – удивительной Анастасии Лебедевой, сыгравшей андрогинного Официанта в «Барабанах в ночи» Юрия Бутусова.


Мужская – Дмитрию Лысенкову, феерическому Свидригайлову в «Преступлении и наказании» Аттилы Виднянского.


За работу художника в драматическом театре отмечена Ксения Перетрухина, гениальный, без всякого преувеличения, автор, создавший на Малой сцене Театра Наций уникальную декорацию «Дыхания»: сначала для игры оставлена только узкая полоска между стеной дома, где обитают герои, и первым рядом зрительских кресел; по ходу же действия пространство медленно, микроскопическими движениями, почти незаметно для глаза увеличивается – и это почти психотропный эффект; лучшее, что есть в небесспорном спектакле Марата Гацалова.


В конкурсе «Эксперимент» из скромного списка условно экспериментальных спектаклей члены драматического и музыкального жюри выбрали самый лаконичный (всего 50 минут) и симпатичный – «Я Басё» «Упсала-цирка» из Санкт-Петербурга. Яна Тумина, работавшая с Русским инженерным театром АХЕ, – режиссер с огромной фантазией. Надеюсь, премия привлечет дополнительное внимание и к другим её проектам – например, дивной «Деревне канатаходцев», маленькой сказке, которую играют в петербургском Музее Достоевского.


Три главных «Золотых Маски» в драме распределились так: в номинации «Лучшая работа режиссера» победил Юрий Бутусов – с «Дядей Ваней», и это самое неблизкое мне решение. Спектакль кризисный, ничего нового ни к творческому портрету режиссера, ни в театральную чеховиану не добавляющий.


Лучший драматический спектакль малой формы«Чук и Гек» Михаила Патласова; здоровая реакция либерального жюри на процветающий в стране неосталинизм и нездоровый крен вправо.


Лучший спектакль большой формы«Страх Любовь Отчаяние» Льва Додина; и это решение можно объяснить тем же желанием жюри отметить постановку, бескомпромиссно говорящую о фашизации общества. Заодно жюри поддержало добрую традицию «Золотой Маски» – награждать Малый драматический театр – театр Европы. Для Додина это седьмая главная «Маска»: в 1998-м побеждала «Пьеса без названия», в 2002-м – «Чайка», в 2003-м – «Московский хор» (на этом спектакле Додин значился художественным руководителем постановки, режиссером был Игорь Коняев), в 2008-м – «Жизнь и судьба», в 2014-м – «Коварство и любовь», в 2015-м – «Вишневый сад».


Остальные премии – списком, без комментариев.

Подробный текст о фестивале 2018-го года – здесь.

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Александр Новиков, «Безымянная звезда», Музыкальный театр, Новосибирск
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ «Суини Тодд, маньяк-цирюльник в Флит-стрит», Театр на Таганке, Москва
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Анастасия Сташкевич, Новенькая, «Клетка», Большой театр, Москва
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Нурбек Батулла, «Зов начала», Фонд культурных инициатив «Творческая среда» и Театральный проект «Камень. Облако. Птица», Казань
БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Теодор Курентзис, «Золушка», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Алексей Мирошниченко, «Золушка», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ «Имаго-ловушка», театр «Провинциальные танцы», Екатеринбург
БАЛЕТ/СПЕКТАКЛЬ «Сюита в белом», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
ОПЕРА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Надежда Бабинцева, Лиза, «Пассажирка», Театр оперы и балета, Екатеринбург
ОПЕРА/МУЖСКАЯ РОЛЬ Евгений Ставинский, Мефистофель, «Фауст», театр «Новая опера» им. Е.В. Колобова, Москва
ОПЕРА/РАБОТА ДИРИЖЕРА Оливер фон Дохнаньи, «Пассажирка», Театр оперы и балета, Екатеринбург
ОПЕРА/СПЕКТАКЛЬ «Билли Бадд», Большой театр, Москва
РАБОТА КОМПОЗИТОРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ Алексей Сюмак, «Cantos», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ ЖЮРИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА Спектаклю «Cantos» Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского (Алексей Сюмак, Семен Александровский, Ксения Перетрухина, Леша Лобанов, Ксения Гамарис, хор musicAeterna и Теодор Курентзис) «За художественную целостность и создание новаторской формы музыкального спектакля ансамблем авторов и исполнителей».
Анне Нетребко и Юсифу Эйвазову «За уникальный творческий дуэт в спектакле Большого театра «Манон Леско».
РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ Александр Наумов, «Саломея», Мариинский театр, Санкт-Петербург
РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ Татьяна Ногинова, «Золушка», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ Пол Стейнберг, «Билли Бадд», Большой театр, Москва
ДРАМА/ РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ Стас Свистунович, «Губернатор», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ Елена Соловьева, «Король Лир», Театр-студия «Грань», Новокуйбышевск
КУКЛЫ/РАБОТА АКТЕРА Наталья Павленко, Марина Дюсьметова, Екатерина Ромазан, «Пикник», Театр куклы и актера «Скоморох» им. Р. Виндермана, Томск
КУКЛЫ/РАБОТА ХУДОЖНИКА Эмиль Капелюш, Юлия Михеева «Снегурочка», Театр кукол, Кострома
КУКЛЫ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Владимир Бирюков, «Попугай и веники», театр «Кукольный дом», Пенза
КУКЛЫ/СПЕКТАКЛЬ «И дольше века длится день», Музей истории ГУЛАГа и Творческое объединение «Таратумб», Москва