В дополнение к большому тексту о конкурсной программе «Золотой Маски» – все официальные итоги с короткими неофициальными комментариями.
Жюри драматического театра и театра кукол присудило две специальных премии. Одну – Хабаровскому театру юного зрителя, «За тонкое и сценически выразительное прочтение повести Льва Толстого «Детство» средствами целостного актерского ансамбля». Приятно, что нежный, тихий и изобретательный спектакль не остался незамеченным.
Другая спецпремия – коллективу театра «Гоголь-центр» под руководством Кирилла Серебренникова «За создание пространства творческой свободы и смелые поиски языка театральной современности».
Так жюри выделило не отдельный спектакль или лично Кирилла, но большой и живой дом, который он построил
Я дважды сотрудничал с «Гоголь-центром» как автор ежегодных буклетов театра. Возможно, и в этом коллективе есть подводные течения, незаметные для человека со стороны (хотя вряд ли). Но, правда, я, кажется, нигде не встречал столько прекрасных людей сразу;
Кирилл создал не просто высококлассный театр, но магнитное поле, притягивающее только талантливых, благородных и красивых. И я говорю не только о тех, кто выходит на аплодисменты.
Во всех цехах «Гоголь-центра», на всех уровнях собрались лучшие люди на Земле. Этот спецприз – самый важный из итогов 24-й «Золотой Маски», прошедшей в мрачные дни судебных преследований Серебренникова и всей административной команды проекта «Платформа».
Персональную режиссерскую награду Кирилл получил (увы, пока не лично в руки) за очередную искрометную главу в своей энциклопедии русской жизни – постановку оперы Александра Маноцкова «Чаадский» по мотивам «Горя от ума».
А премия в номинации «Лучшая женская роль» досталась Алле Демидовой за гогольцентровскую «Ахматову. Поэму без героя», где она не просто актриса, но соавтор Кирилла Серебренникова.
«Золотая Маска» за лучшую мужскую роль – Вячеславу Ковалёву, сыгравшему в «Изгнании» Миндаугаса Карбаускаса в Театре им. В. Маяковского.
Лучший драматург – автор «Человека из Подольска» Дмитрий Данилов; и драматург – действительно главный человек в спектакле «Театра.doc». Последнем спектакле Михаила Угарова, номинированном на «Золотую Маску».
К решению жюри в номинациях «Роль второго плана» присоединяюсь целиком и полностью. Женская премия – удивительной Анастасии Лебедевой, сыгравшей андрогинного Официанта в «Барабанах в ночи» Юрия Бутусова.
Мужская – Дмитрию Лысенкову, феерическому Свидригайлову в «Преступлении и наказании» Аттилы Виднянского.
За работу художника в драматическом театре отмечена Ксения Перетрухина, гениальный, без всякого преувеличения, автор, создавший на Малой сцене Театра Наций уникальную декорацию «Дыхания»: сначала для игры оставлена только узкая полоска между стеной дома, где обитают герои, и первым рядом зрительских кресел; по ходу же действия пространство медленно, микроскопическими движениями, почти незаметно для глаза увеличивается – и это почти психотропный эффект; лучшее, что есть в небесспорном спектакле Марата Гацалова.
В конкурсе «Эксперимент» из скромного списка условно экспериментальных спектаклей члены драматического и музыкального жюри выбрали самый лаконичный (всего 50 минут) и симпатичный – «Я Басё» «Упсала-цирка» из Санкт-Петербурга. Яна Тумина, работавшая с Русским инженерным театром АХЕ, – режиссер с огромной фантазией. Надеюсь, премия привлечет дополнительное внимание и к другим её проектам – например, дивной «Деревне канатаходцев», маленькой сказке, которую играют в петербургском Музее Достоевского.
Три главных «Золотых Маски» в драме распределились так: в номинации «Лучшая работа режиссера» победил Юрий Бутусов – с «Дядей Ваней», и это самое неблизкое мне решение. Спектакль кризисный, ничего нового ни к творческому портрету режиссера, ни в театральную чеховиану не добавляющий.
Лучший драматический спектакль малой формы – «Чук и Гек» Михаила Патласова; здоровая реакция либерального жюри на процветающий в стране неосталинизм и нездоровый крен вправо.
Лучший спектакль большой формы – «Страх Любовь Отчаяние» Льва Додина; и это решение можно объяснить тем же желанием жюри отметить постановку, бескомпромиссно говорящую о фашизации общества. Заодно жюри поддержало добрую традицию «Золотой Маски» – награждать Малый драматический театр – театр Европы. Для Додина это седьмая главная «Маска»: в 1998-м побеждала «Пьеса без названия», в 2002-м – «Чайка», в 2003-м – «Московский хор» (на этом спектакле Додин значился художественным руководителем постановки, режиссером был Игорь Коняев), в 2008-м – «Жизнь и судьба», в 2014-м – «Коварство и любовь», в 2015-м – «Вишневый сад».
Остальные премии – списком, без комментариев.
Подробный текст о фестивале 2018-го года – здесь.