Гость премьеры – выдающийся артист Ларс Айдингер. Очень здорово, что Айдингер, среди грядущих проектов которого и нашумевшая задолго до выхода «Матильда» Алексея Учителя (там актер-хамелеон играет Николая II), известен у нас не только по фильмам (в частности, синефильскому культу Марен Аде «Все остальные», выходившему в прокат под названием «Страсть не знает преград», «Гольциусу и Пеликаньей компании» Питера Гринуэя и «Персональному покупателю» Оливье Ассайяса). Славный берлинский театр Schaubüne привозил на гастроли в Москву «Гамлета» и «Тартюфа», во время последнего визита Айдингер – человек-оркестр и человек-драйв – успел еще и выступить с ди-джей сетом. На фестивале «NET – Новый европейский театр» долго вспоминали, как Ларс с завидной непосредственностью уже в первые минуты на российской земле сообщил, что его любимое животное – леопард. В нем точно есть много общего с диким зверем – стать, сила, напор, органическая животная энергия.
Вдвойне интересно, когда Айдингер – как в хитовой романтической комедии Криса Крауса «Вчерашний расцвет» – играет неврастеника (правда, с крепкими кулаками), балансируя на грани между драмой и фарсом.
Почему текст о 3-м Московском Еврейском кинофестивале я начинаю с подробного представления крупнейшего немецкого актера наших дней?
Потому, что Айдингер и «Вчерашний расцвет» открывают фест. И потому, что в словосочетании «Московский Еврейский кинофестиваль» ключевое слово – кино.
Смотр был создан в 2015-м – чтобы, цитирую официальное заявление, «собрать лучшие российские и зарубежные ленты последних лет, посвящённые еврейской тематике, и продемонстрировать их в рамках единой программы. Московский Еврейский Кинофестиваль обращается к кинематографу для создания новой связи между людьми, построенной на симбиозе уважения к еврейской культуре и любви к кинематографу. Мы верим, что, демонстрируя новый, глубокий материал, сможем привлечь внимание московской публики к мировому диалогу национальных общин». Про глубокий материал – отнюдь не дежурные слова: Московский Еврейский кинофестиваль отличается программой исключительного кинематографического качества.
Каждый тематический смотр рискует дать крен в социальную сторону в ущерб искусству. Этот фест такого дисбаланса счастливо избегает.
Я просто напомню, что в 2016-м, когда Московский Еврейский стал конкурсным (жюри 2017-го возглавляет Павел Лунгин), среди призеров были изощренный исторический неонуар «Феникс» Кристиана Петцольда и экспериментальный неигровой фильм «Диббук: История странствующей души» Кшиштофа Копчиньского. В конкурсе 3-го фестиваля – российская премьера вольной экранизации Шолом Алейхема, удивительного поэтического фильма «Песнь песней». Его автор – украинский режиссер Ева Нейман, чей вдохновленный Кирой Муратовой дебют «У реки» участвовал в конкурсе ММКФ, а следующий фильм, снятый по рассказу Фридриха Горенштейна «Дом с башенкой» (в нем свою последнюю роль сыграла Екатерина Голубева) победил в секции «От Востока к Западу» фестиваля в Карловых Варах.
Среди соперников «Песни песней» – фильмы полярных жанров и стилей: сенсационный хоррор поляка Марчина Вроны «Демон», трагикомический коллаж французского актера и режиссера Ивана Атталя «Евреи», еще один французский фильм, биографическая драма «Закон», посвященная Симоне Вейль, австрийский байопик «Стефан Цвейг: Прощание с Европой» и захватывающий кинороман из Македонии «Освобождение Скопье».
Оригинальное название фильма открытия «Вчерашний расцвет» Die Blumen von gestern обыгрывает фамилию главного героя – Блюмен – и намекает на скрытые в прошлом секреты. Кошмарное прошлое – то, чем одержим Тотила Блюмен, историк, делом жизни которого стала подготовка к конгрессу о наследии Освенцима. Звучит предельно серьезно – однако это комедия, причем, комедия романтическая, с шармерской песней Карлы Бруни Quelqu'un m'a dit на звуковой дорожке: в наследство от покойного профессора Блюмену достается эксцентричная француженка-интерн Зази, чья бабушка погибла в передвижной газовой камере, отчего Зази не прочь усыпить всех немецких собак.
Дуэт Айдингера и Адель Энель, звезды «Неизвестной» братьев Дарденн и призера 70-го Каннского фестиваля «120 ударов в минуту», – абсолютная неоклассика ромкомов. Резонный вопрос: совместимы ли темы Холокоста, памяти и исторической отвественности потомков с легкомысленным жанром? «Вчерашний расцвет» – безусловно, один из самых смелых (и отчасти провокационных) развлекательных фильмов. Он абсолютно убежден в том, что даже выжившие жертвы Холокоста, не говоря о его исследователях, имеют право на чувство юмора.
Шутить на этой территории – огромный риск, но и спасение от превращение великой трагедии в Shoa-бизнес, и живое сопротивление забвению.
«Вчерашний расцвет» – комедия контрастов; фильм, подверженный перепадам настроения почище своего испытывающего психологические проблемы героя; радикальная попытка инсталлировать сложнейший социо-исторический конфликт в драматургический каркас ромкома (предусматривающий и обязательного «маленького персонажа» – в данном случае, это умилительный мопс Ганди). Такая задача по определению не совместима с совершенством – и не страшно: «Вчерашний расцвет» берёт искренностью и порывистостью. Актеры здесь – в первую очередь, Айдингер и Энель – безупречно меняют полярные эмоциональные регистры, и немыслимая затея – сделать приятное кино о самом страшном – оборачивается неожиданной удачей.