Совсем скоро стартует новый сезон «Большого балета в кино», и мы с радостью представляем его имиджи, которые будут сопровождать показы этого года. О них и об их авторе хочется рассказать отдельно. Поскольку это не стандартные фото и не презентации составов исполнителей (выбор участников фотосессий с составами не связан никак!), а настоящие произведения искусства.
Афиши пяти спектаклей «Большого балета в кино» сезона 2021/2022 - «Спартак», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Дочь фараона» и «Драгоценности» – работы замечательного фотографа, фотохудожника Натальи Вороновой.
Удивительно, как несколькими кадрами Наталье удалось показать всю красоту спектаклей, энергию, стиль, элегантность, волшебство и изящество. Всё то, чем славится Большой балет.
Нам так нравятся эти фотографии, что захотелось побольше узнать и рассказать вам об их талантливом авторе. В гостях у журнала TheatreHD Наталья Воронова.
Что появилось в вашей жизни раньше, балет или фотография? Почему среди всех видов искусства привлек именно балет?
Сначала появилась, а, вернее сказать, всегда была потребность делиться прекрасным через объектив камеры. Но с окончательным выбором, как водится, помог случай. Семь лет назад, разглядев мои творческие способности, редактор известного швейцарского журнала заказал мне репортаж про русский балет. Идея оказалась настолько вдохновляющей, что я с большим энтузиазмом погрузилась в театральную съёмку, отказавшись от дальнейшей карьеры экономиста международника - к большому сожалению моих близких.
Последние сомнения развеялись, когда я оказалась за кулисами ведущих оперных домов мира. В связи с этим, хочется выразить глубокую благодарность Родиону Константиновичу Щедрину за то, что поверил в меня и открыл двери Мариинского театра для начинающего фотохудожника.
Кстати, об оперных домах мира. У классики, вроде бы, общие правила, но на поверку стиль у каждой труппы свой. Вы, работая с двумя главными музыкальными театрами страны, чувствуете эту разницу?
Да, в свое время меня очень удивил контраст между Москвой и Питером. Это проявлялось и в мелочах, в профессиональной лексике - например, кички против пучков или каскИ против пуантов, но и в манере исполнения женских партий, в самой энергетике театров, отражающей ритм жизни города.
Независимо от стиля, балет - искусство постоянного движения. Наверное, самое быстрое и сиюминутное из всех существующих. Даже видео не всегда передает эту динамику и энергию. А вашим фотографиям это удается. Как думаете, в чем секрет?
Движение подобно мелодии речи, раскрывающей внутреннюю суть человека и отражающей его душевное состояние. Если это дано почувствовать, то никакой трудности в фотофиксации не возникает. Поэтому моя повышенная сенситивность, которая мне нередко мешает в обычной жизни, в театральной съёмке помогает.
Как думаете, чтобы снимать театр, достаточно ли быть классным фотографом и хотя бы немного разбираться в предмете съемки, или любовь – важная составляющая рецепта успеха театрального фотографа?
Если человек не полюбит свою работу, то будет уставать вдвойне: душой и телом. Душевная усталость настолько выматывает, что никаких физических сил не будет хватать для восстановления. На мой взгляд, любовь – это основной элемент любой деятельности, которая придает силы, а главное желание постоянно совершенствоваться и развиваться в выбранной сфере.
Что самое сложное в съемках танца?
В начале карьеры театрального фотографа я снимала плечом к плечу с десятками коллег как из зала, так и из-за кулис. Мне достаточно было закрыть глаза, чтобы определить работу хорошего фотографа: слышна ли автоматная очередь как из пулемета или прицельная работа снайпера, нажимающего на спуск затвора в такт со звучанием симфонического оркестра, а следовательно синхронно с движением артиста балета. Другими словами, важно понимать и чувствовать то, что происходит на сцене. Это либо дано, либо нет. Научиться этому невозможно.
Что интереснее, проще/сложнее снимать – классику или современный танец? Или жанр не важен, а важны технические характеристики: свет, цветовая гамма, качественная работа осветителей, не пересвечивающих сцену?
Жанр не играет роли. Главное, чтобы кадр был живой и эстетически привлекательный. Безусловно, снимать классику сложнее в силу имеющихся там четких правил. Освещение, декорации, костюмы, макияж - всё важно! Что лишний раз свидетельствует о том, что работа в театре – коллективный труд, от всех участников и составляющих которого зависит успех, в том числе, и успех фотографа. Поэтому и очередь желающих снимать в ведущих театрах мира никогда не иссякнет.
Есть ли любимые спектакли? Отличаются ли любимые спектакли Натальи Вороновой как зрителя от любимых спектаклей фотографа Натальи Вороновой?
Сам вопрос вызывает улыбку, поскольку не ассоциирую себя ни со зрителем, ни с фотографом. Если что-то любишь по-настоящему, то становишься частью происходящего на сцене.
Конечно, я люблю классический балет и не могу не романтизировать то, что меня вдохновляет. Именно поэтому долгое время я мечтала сделать репортаж о «Лебедином озере» и «Жизели» в Большом театре. Когда в ответ на мою просьбу снять эти два спектакля пришло предложение о сотрудничестве на постоянной основе, моему счастью не было предела!
Снимая в режиме нон-стоп, понимаешь, насколько всё индивидуально и неповторимо. Даже если речь идет об одном и том же спектакле, с одним и тем же составом, все равно, состояние и у артистов, и у фотографа будет меняться из раза в раз. Сегодня есть химия, завтра ее нет, сегодня одни темпы, завтра другие. Кто-то ошибся, у кого-то случился лучший спектакль в жизни. Поэтому всякий раз перед съемкой испытываю чувство предвкушения и трепета - вне зависимости от театра или постановки.
Что вам интереснее снимать: репетиции, процесс рождения спектакля или уже готовый спектакль, вышедший на публику?
Весь процесс, конечно! Если относишься к своей работе не формально, то стремишься вникнуть во все её аспекты. Помню, как впервые меня пригласили снимать генеральный прогон у Бориса Яковлевича Эйфмана. Переступив порог зала, с первых секунд ощутила потрясающую энергетику Мастера. Что может быть лучше для понимания замысла хореографа, чем личное присутствие на репетициях, во время которых творческая энергия бьет через край? Невероятно интересно следить за тем, как рождается спектакль, вести своего рода хронику событий, от первых шагов и к результату, который видит зритель.
Понятно, что все спектакли чем-то памятны и любимы, но можете все же выделить что-то одно?
«Жизель» в редакции Ратманского стала первым спектаклем на сцене Большого театра, к которому меня допустили с момента первых репетиций, а затем до генерального прогона и премьеры. Было легко и интересно следить за репетиционным процессом постановки и её воплощением на сцене. Для фотографа нет большего признания, когда его работу отмечает сам хореограф. Такой опыт бесценен и остаётся в памяти на всю жизнь!
Что больше радует: когда получилось поймать движение, занимающее доли секунды, или когда получилось поймать, передать эмоцию?
Мне необходимо единство движения и эмоций. Без этого кадр неполноценный.
Балетным артистам редко нравятся их сценические фотографии. Удачный с точки зрения фотографа кадр, для артиста может видеться недотянутыми коленями и не вывернутой стопой. Где тут золотая середина? Прислушиваетесь ли вы обычно к артистической самокритике?
Возможно поэтому некоторые артисты и становятся фотографами! Мне тоже присущ перфекционизм. Крайне редко бываю довольна результатом съемки, так как на эмоциональном уровне видится гораздо больше, чем на физическом. Мнение артиста важно, но не стоит пренебрегать собственными ощущениями. В искусстве золотой середины быть не может, всем не угодишь. Поэтому важно, не терять себя в угоду мимолётных предпочтений публики в виде лайков в Instagram и иных социальных сетей.
Что помогает, а что мешает во время съемки спектаклей? Скажем, помогает ли музыка, которая позволяет услышать, на какой такт кончится движение?
Музыкальный слух не помешает, ровно как и скорость реакции в сочетании с эстетическим вкусом. Формулы удачного кадра нет. Все строится на личных ощущениях, на эмпатии.
Вопрос не про пол и хрупкое телосложение, но все же: сколько в среднем весит аппаратура, с которой вы приходите в театр?
Своя ноша не тянет. Но иногда её вес доходит до 10 кг и выше. Объективов много и все они светосильные, в среднем весят от 3 до 7 кг, не считая самого корпуса камеры.
Хороший кадр для балетного фотографа это? Сколько в среднем идет в «мусор» на один удачный кадр?
Хороший кадр? Хороший вопрос! Сколько снимаю, столько меня об этом спрашивают. Только время способно определить какой снимок останется в памяти через месяц, год, или 10 лет. По моим же личным ощущениям, во время съемки происходит само собой и никогда по собственному желанию то, что Анри Картье-Брессон называл решающим моментом. Словно просмотр киноленты на большом экране, в определённый момент которого, кто-то нажимает на стоп кадр, и ты оказываешься в состоянии безвременья. Но вообще, мне кажется, лучше за автора скажут его работы.