Приключения трупа и путешествие к центру режиссерской души, через тернии к свободе и в дебри психологии, лесные люди и дипломатические скандалы, интриги, расследования. Разные работы, но все укрепляют психическое здоровье.
«Что тебе нужно, выбирай» – строчки Цоя, которые вертятся в голове при взгляде на хорошо подобранную программу. Разнообразие – качество, необходимое любому фестивалю, особенно – фестивалю национальной кинематографии, выставке достижений за год. «Датская волна» – среди старейших национальных киносмотров в России;
в идеале стоит посмотреть все фильмы 12-го выпуска.
Вместе они складываются в душеполезную мозаику, панно, обладающее почти психотерапевтическим эффектом.
Неважно, что один фильм – политическая ретро-драма, второй – чёрная комедия, третий – пробирающая до дрожи реконструкция реальной истории похищения и спасения, а к четвёртому традиционные жанровые мерки вообще не применимы: это классик Йорген Лет берет нас в свои наперсники и делится сокровенным.
Такие разные фильмы складываются в единую картину – о кризисах, сотрясающих наши жизни и личности, и силе, необходимой для преодоления всей этой суеты – часто смешной, но иногда кровавой.
Если не готовы отдать новым датчанам шесть вечеров подряд, выбирайте фильм по настроению и вкусу. Могу поделиться своими впечатлениями. Мой личный номер один – «Ты видишь луну, Дэниел?», подлинная история датского фотографа, похищенного исламистами в Сирии. Без спекуляций, честно и страстно сделанное кино с самоотверженными актёрскими работами; не только про один конкретный случай, одну реальную судьбу – про общество и власть, про солидарность обычных людей.
И так интересно рассказывать истории, как это делает «Дэниел» даже в Голливуде, кажется, разучились.
«Своя ноша» – смешное кино, замешанное на трауре: у родных братьев, не похожих друг на друга больше, чем Трамп и Байден, умер отец;
тело усопшего надо доставить на детскую родину через всю Европу – идеальный повод для комической катавасии.
Ценно, что братья в фильме – братья и в жизни; «Своя ноша» – не расчётливый коммерческий продукт, но очень личная (и очень тёплая, несмотря на разнузданный чёрный юмор) комедия.
У настоящего синефила нет права пройти мимо видеодневника Йоргена Лета «Я иду». Лет – абсолютный классик, но дело не только в его вкладе в кино и историческом значении. Новый фильм – доверительный разговор по душам: с нами, зрителями, с сыном, с самим собой и с вечностью;
бесконечно откровенная, бесстрашная и свободная работа.
Фильм открытия фестиваля – «Наш человек в Америке», образец лёгкого, естественного академизма. С одной стороны, политическое ретро – о рисковом человеке и дипломате, с другой – кино про невероятный адюльтер.
Личное и общественное – не разлей вода; борьба с нацизмом – не помеха любовным бурям.
Биография Генрика Кауфманна могла бы стать основой сериала – но даже в самых хитовых сериалах не найти такой тщательной кинематографической выделки.
«Психоз» – вычурное эстетское кино в эффектном антураже психиатрической клиники, где грань между докторами и пациентками прозрачна. В связи с этим амбициозным дебютом можно проворчать – как это делают англоязычные критики – all style, no substance. Однако этот тот случай, когда стиль равнозначен содержанию:
истерия – это красиво.
Для тех, кто ценит готику и не прочь заглянуть в мрачные бездны, – «Смола», психотриллер, граничащий с хоррором;
провокационное высказывание об экологической паранойе;
роман взросления. За традиционной формой повествования – вольное обращение с жанровыми архетипами. Если их правильно перетасовать, кино никогда не надоест.