Играет кровь


Вадим Рутковский
11 June 2020

«Бекки», «Бог грома», «Правосудие Спенсера»: обзор новинок онлайнпроката

«Соломенные псы», где вместо Дастина Хоффмана – 13-летняя девочка, тлеющий фэнтэзи о повелителе молний и радостный боевик с живчиком Марком Уолбергом – в постоянной рубрике CoolConnections «Текущий репертуар».


«Бекки» (Becky)

Кэри Мурнион, Джонатан Милотт, США, 2020

Мать 13-летней Бекки умерла совсем недавно, а отец уже приглашает на уикенд в загородный дом новую женщину – милую, добрую и с очаровательным ребёнком-негритёнком, который мог бы стать Бекки отличным сводным братом. Но скорбящая девочка не готова принять такое пополнение в семье – считает отца предателем и ненавидит гостей. Кто знает, в какую драму превратилась бы поездка, если бы не смертельная опасность извне:

дом осаждают сбежавшие из тюрьмы нацисты-убийцы, не щадящие ни собак, ни детей..


Режиссёрский дуэт Мурнион/Милотт поставил два занятных, но не более того, жанровых эксперимента – комедию про зомби-школоту «Кутис» с Элайджей Вудом и экшн-антиутопию «Бушвик» об оккупированном военными Бруклине, попавшую в программу каннского «Двухнедельника режиссёров». «Бекки» – больше, чем просто остроумная безделица, обыгрывающая архетипический мотив «Вождя краснокожих». По сути, это нахальный неавторизованный ремейк «Соломенных псов» Сэма Пекинпа, где застенчивый математик, которого играл Дастин Хоффман, превращался в безжалостного истребителя реднеков-насильников. Здесь за кровь платит кровью хрупкая девчонка (ровесница героини Лулу Уилсон, «Уиджи: Проклятие доски дьявола», «Первому игроку приготовиться»), проявляющая чудеса изобретательности в использовании невинных предметов из школьного рюкзака. Получается невероятный гибрид:

детский фильм со строгим возрастным ограничением;

кровавый цирк с вполне серьёзными рефлексиями взрослых тем – травматического опыта и относительности накладываемых цивилизацией ограничений. Есть в «Бекки» и цепкий сюрреальный элемент – таинственный ключ, за которым охотятся бандиты; деталь, которой может отпираться хоть вход в чёрный Вигвам; недурная отмычка к потенциальному фэнтэзи-продолжению. Только в одном режиссёры проявили банальность мышления – выбрав злодеями плакатных мордоворотов, татуированных свастикой. Реальную угрозу может представлять и либеральная элита, о чём напоминают карантинная реальность и другой заметный плотоядный фильм 2020-го – «Охота» Крэйга Зобеля.


«Бог грома» (Mortal)

Андре Эвредал, Норвегия – США – Великобритания, 2020

По пасмурным норвежским лесам скитается странный молодой человек с обугленной голенью – то ли бродяга, то ли маг. Парня задирают провинциальные подростки – и лучше бы они этого не делали: самый наглый после контакта со скитальцем рухнет замертво. Полиция в недоумении – факт убийства налицо, но способ его совершения не ясен.

Кажется, не слишком ведает, что творит, и сам герой,

норвежский американец Эрик Берглунд, пропавший пять лет назад, после загадочного пожара, уничтожившего ферму с его скандинавскими родственниками...


Фильм, позиционируемый прокатчиками как фэнтэзи-боевик о потомке Тора (отсюда и русское название; в оригинале кино называется словом «mortal», имеющим одинаковое, синонимичное «человеку» значение в английском, и в норвежском языке – «смертный»), начинается запредельно неторопливо – да также неспешно и продолжается. В скуку при этом не повергает: томит, завораживает и раздаёт фантастические обещания. В финале смертельно разочаровывает, но всё же не даёт от себя отмахнуться. Предполагаю, что после «Страшных историй для рассказа в темноте» норвежец Эвредал заинтриговал продюсеров и молодую американскую звезду Ната Вулфа («Бумажные города», «Всегда верен») нетрадиционной супергеройской историей – о человеке, который не понимает, что делать и как жить со свалившимися чёрт знает откуда сверхъестественными способностями.

Эта линия – самая интересная; но только её Эвредал не придерживается и движется по кривой –

то к почти хоррору с клиповыми спецэффекатми, то к мутным обличениям американской военщины, то к драме о столкновении тёмных народных масс, готовых креститься при звуках грома, с самим богом. Сводя всё, в конечном счёте, к наивной популяризации северной мифологии (с которой и начинал – в куда более осмысленных «Охотниках на троллей»).


Йок, йок, рагнарёк, так и не разгорелся огонёк.

«Правосудие Спенсера» (Spenser Confidential)

Питер Берг, США, 2020


Спенсер – единственный честный полицейский Бостона; набил морду капитану, профанировавшему важное расследование (и попутно побивавшему жену – дань сценаристов, среди которых виртуозный Брайан Хельгеленд, эпохе me too), за что загремел на пять лет за решетку. Когда вышел, оказался в новом мире виртуальных сервисов, где по-старому всё осталось только в плане коррупции и чиновничьего беспредела. Проявить равнодушие и тихо свалить дальнобоем в Аризону у Спенсера не получилось;

пусть силы неравны – в злодейский конгломерат слились копы, политики и вооруженные мачете доминиканские наркоторговцы, он всё равно будет биться за справедливость...


Новый фильм Питера Берга (актёр, прославившийся в 1989-м «Электрошоком» Уэса Крейвена, в конце 1990-х превратился в мастеровитого постановщика маскулинных боевиков; среди лучших – «Хэнкок», «Морской бой», «22 мили») – редкое оправдание Netflix’а;

бойкое, забавное, азартное кино, в котором Марк Уолберг выступает в амплуа Ван Дамма – бойца, не только раздающего, но и получающего дюли.

«Правосудие» без пафоса, но, несмотря на жёсткость, с хорошим чувством юмора, оттенки которого имперсонирует трио из Уолберга, афроамериканской звезды марвеловских экранизаций Уинстона Дьюка («Чёрная пантера», «Мстители: Финал») и легенды нью-йоркского кино Алана Аркина. Роскошные ребята!