Вспоминаем театральный год по избранным премьерам. Разумеется, это далеко не всё, что стоит увидеть в современном российском театре. Но для объёмного – и позитивного – представления хватит.
Есть такая французская комедия с Одри Тоту «Бог большой, я маленькая»; для предуведомления этого текста перефразирую её название – театр большой, я маленький.
Охватить всё заметное не могут даже эксперты «Золотой Маски», 300 дней в году колесящие по стране и отсматривающие сотни видеозаписей дома и в дороге; что уж говорить об оседлых журналистах. Тем не менее, вот небольшая и, разумеется, субъективная подборка незабываемых работ. Она ограничена жанром: только драматические постановки. Она ограничена географически: только спектакли двух столиц и Воронежа – это мой родной город, где я часто и с удовольствием бываю. Хотя на этот факт биографии автора можно не обращать внимание: неофициальная столица Черноземья может называться и одной из театральных столиц страны – по числу фестивалей и творческой активности театров, работающих в ежедневном, нефестивальном режиме.
Последнее ограничение, использованное при составлении этого списка – временное:
впервые в истории театральных итогов Журнала CoolConnections (здесь – архивы 2016, 2017, 2018, 2019 и 2020 годов) спектакли расположены в хронологическом порядке, по дате первого публичного показа, отчего список включает только премьеры 2021 года.
Январь
Генрих ФОН КЛЕЙСТ «РАЗБИТЫЙ КУВШИН» Комедия
«Школа драматического искусства», зал «Манеж»
Постановщик – Игорь Яцко
Начало XIX века (в момент создания в 1806-м «Разбитый кувшин» был самой что ни на есть актуальной «новой драмой»), за окном трещат январские морозы, в голландской деревеньке близ Утрехта разворачивается уморительное судебное разбирательство – по делу о проникновении в дом крестьянки Марты злоумышленника, разбившего любимый хозяйский кувшин. Марта винит дочкиного жениха, однако не надо быть гениальным сыщиком, чтобы догадаться: рыльце в пушку у самого судьи Адама, по душу которого из города является и высокий судебный чин, «ревизор» Вальтер...
Анекдот Генриха фон Клейста, равно и социальный, и философский, по-прежнему востребован: написан изысканно (что сполна передаёт перевод Бориса Пастернака), сюжет смешной, простор для актуализации огромный. Игорь Яцко движется ровно в противоположном направлении – не к сатире, а к мифологии, и Адам (Фёдор Леонов) ступает на сцену похотливым фавном, и визуальной кодой выбирается «Падение Икара» Брейгеля-старшего. Притом спектакль по-хорошему несерьёзен – так легко и по-свойски с архетипами умеют обращаться только ученики Анатолия Васильева; это высокий балаган, с почтением к потешной составляющей пьесы. Удовольствие, которое актёры получают от игры, физически ощутимо. Обязан выделить прирождённого комического гения Романа Долгушина в роли писаря Лихта, но вообще это касается всех, включая квартет, исполняющий иронично стилизованный под «немецкую старину» саундтрек Петра Айду: у Яцко и музыканты играют не только на инструментах, но вместе с основными исполнителями. Актёрский ансамбль и есть.
Февраль
«ТРИ ТОЛСТЯКА. ЭПИЗОД 7. УЧИТЕЛЬ» Спектакль Андрея МОГУЧЕГО
Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
Постановщик – Андрей Могучий
Самый увесистый том эпопеи БДТ, оттолкнувшейся от коммунистической сказки Юрия Олеши, чтобы унестись в космос, где фантастика и кровавая российская история – на соседних орбитах. Подробно о спектакле – здесь.
Рената ЛИТВИНОВА «ЗВЕЗДА ВАШЕГО ПЕРИОДА» Триллер, драма
Постановщик – Рената Литвинова
Эксцентричный, уязвимый, разом застенчивый и бесстыдный оммаж фильму Билли Уайлдера «Бульвар Сансет» – плоть от плоти Ренаты Литвиновой, возможно, самый личный современный спектакль (во всяком случае, на большой академической сцене). Подробно – здесь.
Кирилл ФОКИН «ЧЕСТНАЯ ЖЕНЩИНА»
Александринский театр, Новая сцена, Санкт-Петербург
Постановщик – Валерий Фокин
Политический триллер и горячая психологическая драма с великой Мариной Игнатовой в главной роли. Подробно о спектакле – здесь.
Март
«ЖИВОЙ» 21 история про Виктора Цоя
Московский театр «Современник»
Постановщик – Виктор Рыжаков
Молодёжь перепевает Цоя: «Живой» крут и как концерт, состоящий из изобретательных кавер-версий. Но Виктор Рыжаков действует согласно фразе из «Комедий» Ивана Вырыпаева – «если копнуть поглубже?»; и копает, стремясь найти глубинные связи времён и поколений. Подробно о спектакле – здесь.
Юрий ОЛЕША «ЗАГОВОР ЧУВСТВ» Сценическая редакция театра по одноимённой пьесе и роману «Зависть»
Постановщик – Сергей Женовач
Даже в исполинском формате мхатовского блокбастера Сергей Женовач верен любимому жанру сокровенного разговора. Подробно о спектакле – здесь.
Апрель
«ЖИВОЙ Т.» По мотивам пьесы Льва ТОЛСТОГО «Живой труп»
Театр Наций, Малая сцена
Постановщик – Данил Чащин
Данил Чащин – режиссёр немыслимой энергии и фантазии; в 2021-м выпустил не меньше пяти спектаклей; и под конец года, когда уже, казалось бы, не предвещало, показал на фестивале ВДНХ «Вдохновение. Зима» чудесный эскиз «Недолгое счастье Ювана» – придуман за несколько дней, а стоит многих «выстраданных» постановок. «Живой Т.» – самая неожиданная инкарнация семейной драмы, остроумно и убедительно скрещивающаая пьесу Толстого с его личной жизнью. Подробно – здесь.
Евгения НЕКРАСОВА «В КОЛЬЦАХ»
Постановщик – Марина Брусникина
Нежная антиутопия о несчастливой Москве; подробно – здесь.
«НЕ ГОРЮЙ, ЗАЯЦ!» Недействующая остановка
Московский театр «Около дома Станиславского»
Постановщик – Юрий Погребничко
Далеко не в первый раз Юрий Погребничко обращается к пьесе Семёна Злотникова «Два пуделя», открывая в лирической советской комедии бездны смыслов, просветляющий абсурдизм, печальную красоту стоицизма. 52 минуты тихого гениального театра.
Егор ПРОКОПЬЕВ «СТРАХ И ОТВРАЩЕНИЕ В МОСКВЕ» По мотивам романа Хантера ТОМПСОНА «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»
Постановщик – Филипп Авдеев
Панк-трип по тёмной ночной столице; рок-ноктюрн, адаптирующий американскую нонконфрмистскую классику к современной российской действительности. Подробно о спектакле – здесь.
Май
Виктор НЕКРАСОВ «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА» Монологи о войне
Постановщик – Сергей Женовач
Просто и прямо о главном; война – только слово, есть лишь любовь и есть смерть. Подробно о спектакле – здесь.
Роман МИХАЙЛОВ «СНЫ МОЕГО ОТЦА»
Российский академический молодёжный театр
Постановщик – Егор Перегудов
Круговорот странных сказок – того же автора, что подарил Могучему «Сказку про последнего ангела». Егор Перегудов, ученик Сергея Женовача, нашёл их пафосу и историзму сильнодействующий сценический эквивалент. Подробно – здесь.
Сентябрь
«КОСТИК» По мотивам пьесы Антона ЧЕХОВА «Чайка»
Московский драматический театр имени А.С. Пушкина
Постановщик – Дмитрий Крымов
Самый злой и самый нежный Крымов года. Подробно о спектакле – здесь.
«ДЕКАМЕРОН» («Decamerone») Пьеса Кирилла СЕРЕБРЕННИКОВА по мотивам Джованни БОКАЧЧО
«Гоголь-центр», Deutches Theater, Берлин, Германия
Постановщик – Кирилл Серебренников
Плод великой русско-немецкой дружбы, испускающий соки желания и тлена; грандиозная рефлексия о бренном, вопреки любому физическому здоровью, теле и нетленном духе. Подробно – здесь.
Григорий СЛУЖИТЕЛЬ «ДНИ САВЕЛИЯ»
Российский академический молодёжный театр
Постановщик – Марина Брусникина
Жизнеописание кота, которое артисты РАМТа разыгрывают под открытым небом. Эти итоги, напомню, не рейтинг, самые заметные спектакли года располагаются в хронологическом порядке, но если выбирать самый любимый спектакль года – то вот он. Подробно – здесь.
Октябрь
Марк РАВЕНХИЛЛ «SHOOT / GET TREASURE / REPEAT»
Театр «Практика», Мастерская Брусникина; во 2-м корпусе Музея Москвы
Постановщик – Алексей Мартынов
Пьеса с названием компьютерного шутера написана современным британским классиком Марком Равенхиллом в 2008-м, по горячим следам войны в Ираке, и состоит из цикла коротких эпизодов, показывающих ужасы войны, в бытовом, так скажем, разрезе. И на близком автору материале – гражданах благополучной страны, войска которой вторглись на Ближний Восток с целью установления свободы и демократии. Равенхилл действует опосредованно – Ирак не называется, речь о притчевом военном конфликте за семью морями, но отдалённость – мнимая, и, например, героиня первого фрагмента, использованного в спектакле «Практики» – наша британская соседка, что становится свидетельницей пыток, которым двое из ларца спецслужб подвергают другую соседку: подозрение в содействии террористической деятельности. Каждый микросюжет – про невозможность отстраниться от войны; насколько точен, настолько и декларативен, чем запросто может раздражать.
Как раздражала меня первая постановка «Shoot / Get Treasure / Repeat», осуществлённая Дмитрием Волокстреловым и Семёном Александровским в 2012-м году. Спустя шесть лет Александровский вернулся к теме, поставив в «Практике» спектакль «Война ещё не началась» по пьесе Михаила Дурненкова, написанной под очевидным влиянием Равенхилла. Его, к моему большому сожалению, довольно быстро сняли с репертуара – тема непопулярная. Артист Мастерской Брусникина Алексей Мартынов (если не ошибаюсь, это его режиссёрский дебют, придуманный до участия в коллективном проекте «Lorem Ipsum») не спасовал перед всеми подводными камнями Равенхилла – от пафоса и очевидности до неприглядности историй – и придумал изощрённый, парадоксально притягательный спектакль.
Серию эпизодов, выворачивающих наизнанку шаблоны ситкома, «прошивает» пластическое вторжение коллективного актёрского тела в ангар Музея Москвы; это, правда, зачаровывающая работа с пространством. Каждый скетч – на тонкой грани, пафос уравновешивается сарказмом; нам больно, но мы стебёмся. Финал, разрушающий привычные отношения «зал – сцена» – опера-перформанс; тождество политического высказывания и чистого искусства.
Леонид АНДРЕЕВ «СОБАЧИЙ ВАЛЬС»
Никитинский театр, Воронеж
Постановщик – Михаил Бычков
Точёная версия декадентской драмы; самый эстетский спектакль самого прогрессивного независимого театра страны. Подробно – здесь.
Алексей АРБУЗОВ «ЖЕСТОКИЕ ИГРЫ» Жестокие игры в двух частях
Постановщик – Евгений Марчелли
Первая работа нового худрука Театра им. Моссовета на большой сцене; по определению – манифест намерений. Для него Марчелли, сторонник резких артистических жестов, выбрал, чего там, весьма сомнительную пьесу из позднесоветского репертуара; не изменил ни строчки – и сделал ослепительный (местами – буквально) и странный спектакль про искусство и реальность. Подробно – здесь.
Ноябрь
Чарльз БУКОВСКИ / Антон ФЁДОРОВ «БУКОWSKI»
Постановщик – Антон Фёдоров
Три с лишним часа возбуждающей анархической дикости. Подробно – здесь.
«ЕКАТЕРИНА» По пьесе Елены ГРЕМИНОЙ «За зеркалом»
«Школа драматического искусства», зал «Глобус»
Постановщик – Максим Иванов
У молодого режиссёра Максима Иванова обычное имя – но стоит сделать мнемоническое усилие и его запомнить. Работа в сложном пространстве зала «Глобус», становящемся для большинства постановщиков непроходимым испытанием, озорна и глубока; роли Екатерины Аликиной и Марии Зайковой – выдающиеся. Подробно – здесь.
Декабрь
Павел ПРЯЖКО «УРОЖАЙ»
Постановщик – Марфа Горвиц
Список, начавшийся с «музейной» комедии XIX века, завершается комедией века XXI. И Марфа Горвиц – первый режиссёр на свете, поставившая текст выдающегося драматурга Павла Пряжко именно как комедию. Ну и название символично для последнего пункта в итогах театрального года: небедный урожай получился, вопреки всем губительным для искусства запретам и ограничениям. Будем жить, а о спектакле подробно – здесь.