От помпезной рок-оперы – к записям с камеры наблюдения, из техасской глубинки – на концерт нижнетагильской рок-группы, с курорта на Бали – в рудники Лимы и на легендарный одесский рынок... Ержанов и Верхувен, Литвинова и Шьямалан, Вирасетакул и Федорченко, Хотиненко (младший) и Райтман (тоже младший): большой, но, разумеется, не исчерпывающий список самого яркого за год.
Уже по традиции начинаю с предупреждения: итоги – это игра; в её правила заложены случайность и догадки; она не приемлет объективности и не претендует на всеохватность. Прежние cool-топы (за 2016, 2017, 2018, 2019 и 2020 годы) назывались списками самых важных фильмов года; сегодня слово «интересные» представляется мне более корректным. В конце концов, у кого есть право определять важность того или иного фильма, особенно в условиях нового мирового порядка, легко отказывающего кино и перформативным искусствам в праве на существование? В этих итогах нет победителей Каннского фестиваля; почему – можно понять из текста о лауреате «Золотой Пальмовой ветви» «Титане» и главном призёре «Особого взгляда» «Разжимая кулаки». За бортом и фаворит ущербного, толком не прошедшего даже в онлайн-формате Берлинале: не потому, что в России оригинальную версию фильма Раду Жуде «Неудачный трах, или Безумное порно» показали лишь единожды, на ММКФ, а в прокат вышел кастрированный цензурой вариант под названием «Безумное кино для взрослых»; по другой, чисто субъективной причине. Это, безусловно, сильный, злой и умный фильм, отхлеставший сатирической плетью и ханжество, и ползучий мещанский фашизм, и ковид-шизофрению. Но это и на редкость отталкивающий фильм – из-за непомерного высокомерия Жуде, видящего в согражданах лишь колоритное скопище пороков. Интонация часто важнее мастерства, и здесь, по большей части, собраны фильмы радостные – даже если они жестоки и трагичны.
Прежде меня страшно раздражали итоговые списки, в которые рецензенты вносили фильмы предыдущих лет: если ты ленив и не успеваешь посмотреть хотя бы конкурсы ключевых киносмотров, не берись за итоги. Теперь всё, как вы понимаете, изменилось, поездки на зарубежные фестивали превратились в почти не решаемую проблему; да и условия, в которых эти фестивали проводятся, отбивают всякое желание там быть. Посмотреть всё стоящее оперативно, увы, невозможно, с другой стороны, две трети фильмов, показанных в том же Канне, датированы 2020-м. В общем, я позволил себе смягчить собственные правила, и в этой подборке есть несколько выдающихся работ, премьеры которых состоялись в 2020-м. Зато нет трёх шедевров, у которых ещё не было официальных показов. Это «Обучение Адемоки» Адильхана Ержанова, «Свидание в Минске» Никиты Лаврецкого и «Лето 1989» Владимира Козлова: место для них забронировано в итогах, которые будут опубликованы 6 января 2023 года.
Нарушать правила – так во всём: впервые в десятке самых любимых фильмов года есть короткий метр: «Последний гараж» Олега Афонина, показанный в конкурсе фестиваля «Короче» в Калининграде. Я работал на «Короче» одним из отборщиком и горжусь программой, которую сформировали Надежда Королёва, я и Артём Рыжков. Практически каждый участник фестиваля мог бы попасть в итоги-2021; я назову всех – для истории – в конце этого материала. Исключение – для «Последнего гаража», он в основном списке – потому что это тот фильм, который бы я сам мечтал снять. Других корметров в итогах нет, что объяснимо, но несправедливо; как минимум один дебют – «Обрывки рэпа» Григория Клименко, кинопоэзия нового цифрового времени, открытая нижегородским фестивалем «Горький fest» – достоин особого упоминания.
Всё, на этом преамбула закончена, переходим к итогам года.
1. «Память» (Memoria)
Апичатпонг Вирасетакул, Колумбия – Таиланд – Великобритания – Китай – Франция – Германия – Мексика – Катар – Швейцария
Зачин хоррора приводит к ровно противоположному результату: умиротворению и небесной гармонии – с собой, реальностью и потусторонним миром. Не мистический фильм – мистический опыт. Подробнее – здесь.
2. «Улболсын» (Ulbolsyn)
Адильхан Ержанов, Казахастан
Ержанов – любимый режиссёр; только он может снимать по два-три фильма в год, сохраняя узнаваемый по одному кадру стиль и не повторяясь, не реплицируя себя; его остроумия, фантазии, жёсткости и лёгкости хватило бы на целую национальную кинематографию. По-хорошему, в этом списке должна быть и «коррупционно-коронавирусная» комедия «Коллективный иммунитет» (или, в оригинале, «Оңбағандар», то есть «Бестолочи»), только что показанная в России на фестивале «Московская премьера». Но если выбирать один фильм, пусть это будет «Улболсын», названный по имени главной героини – невероятный сплав уморительной комедии и леденящего социального триллера. В каком-то смысле, это мутация фолк-хоррора: действие, как в большинстве фильмов Ержанова, разворачивается в вымышленном ауле Каратас – аналоге фолкнеровской Йокнапатофы. Сюда, за младшей сестрой, возвращается актриса Улболсын, строящая карьеру в столице; ничего хорошего от патриархальной родины ждать не приходится.
Впрочем, повторюсь, Ержанов шире любых жанровых и идеологических определений; каждый его фильм – фрагмент кипучей, противоречивой вселенной, запечатлённой с ошеломляющей визуальной изощрённостью. Российская премьера состоялась в Петербурге, во внеконкурсной программе первого Международного фестиваля дебютного кино в Новой Голландии.
3. «Красная Ракета» (Red Rocket)
Шон Бейкер, США
Бейкер, кажется, единственный режиссёр на свете, не подверженный ни хандре, ни сплину (здесь – о его предыдущем фильме «Проект «Флорида»). «Красная Ракета», комедия про неудачника-порноактёра, возвращающегося (как Улболсын) на задрипанную малую родину – сильнейший энергетик и антидепрессант. Плюс обладает неожиданным сходством с нашей фолк-адьюльтерной классикой «Любовь и голуби», даром что снята не в иркутской деревне, а в техасской дыре, и вместо Гурченко – Клубничка, семнадцатилетняя официантка без комплексов.
Мировая премьера – в Канне, российская – на нашем, придуманном CoolConnections, фестивале «Амфест».
4. «Последний гараж»
Олег Афонин, Россия
14 минут из дружбы, пранков, алкоголя, ночной романтики и сокрушённых иллюзий; точные и обаятельные роли юных Ивана Морозова, Константина Мирошникова, Ванды Конисевич, упоительное камео уже матёрого (а кажется ещё вчера – студента мастерской Женовача) Сергея Аброскина.
Кинопремьера была в августе, в конкурсе фестиваля «Короче», где посмотреть сейчас – вопрос открытый: дистрибьюции у короткометражек никакой. Можно подождать, когда автор выложит фильм в сеть, или найти Афонина в соцсетях.
5. «Аннетт» (Annette)
Леос Каракс, Франция – США – Швейцария – Бельгия – Германия – Мексика – Япония
Сочинение великого дуэта Sparks, скрестившего оперу с диско, с размахом экранизированное неистовым французским гением. Подробнее – здесь.
6. «Необычное лето» (An Unusual Summer)
Камаль Альджафари, Палестина
Эксперимент по форме – и семейный кинороман по содержанию.
«Маленькое» кино, полностью состоящее из записей с камеры наблюдения, найденных режиссёром в архиве отца, стоит многих больших, сложнопостановочных фильмов. Живые чувства, магическая (при всей вопиющей некинематографичности) картинка, небанальный и мудрый взгляд на повседневность; немного подробнее – здесь.
7. «Комета»
Вадим Костров, Россия
Фильмография Кострова, которому едва перевалило за двадцать, насчитывает под два десятка названий; 2021-й стал годом прорыва и тотального международного признания – работы Кострова побывали на фестивалях в Шеффилде, Марселе, Лиссабоне, Мехико, Вальдивии, Мар-дель-Плате, Санкт-Петербурге, Москве. Уникальный режиссёр, чаще всего снимающий в родном Нижнем Тагиле, документирует и реконструирует собственный опыт, среду и воспоминания. Почти без бюджета, всегда без съёмочной группы (ну, не считая актёров в игровых картинах), осмысленно используя разные методы цифровой съёмки. Формально «Комета» – фильм-концерт нижнетагильской группы «Ленивая комета» в февральской Москве 2020 года, за считанные дни до конца того света, который мы знали. По сути – материализация и документация эмоций, памяти, течения времени. На века. С пост-роковой исступлённостью. Во вселенной Кострова замыкает документальную трилогию, начатую фильмами «Народная» и «После «Народной»; они – вместе с пока незавершённой тетралогией времён года – тоже в этом списке подразумеваются.
8. «Мёртвые и прекрасные» (Dead & Beautiful)
Давид Фербейк, Нидерланды
Издевательски гламурный политический псевдо-хоррор нидерландца Фербейка, предпочитающего снимать в магическом зазеркалье Восточной Азии. Подробнее – здесь.
9. «Асфальтовое солнце»
Илья Хотиненко, Россия
Тёплое приморское ретро о советских 1980-х – отменный роман взросления, исторический очерк и поэтическое посвящение канувшему времени. Напоминает сразу три великих фильма о юности – «Сто дней после детства» Сергея Соловьёва, «Исчезнувшую империю» Карена Шахназарова и «Середину 90-х» Джоны Хилла. Подробнее – здесь.
10. «Охотники за привидениями: Наследники» (Ghostbusters: Afterlife)
Джейсон Райтман, США
Десятка, начавшаяся с «Памяти», обязана завершиться другим фильмом о призрачном вторжении в реальность. И за возвращение к безмятежности тинейджерского Голливуда 1980-х – сердечная благодарность. Подробнее – здесь.
11. «Звёзды нас ждут» (Stars Await Us; Lan Se Lie Che)
Чжан Далей, Китай
Сюрреально-криминальная психодрама в завораживающем ностальгическом nowhere, где говорят по-русски и танцуют под сверхъестественно прекрасный перестроечный попс. Название – да, именно по строчке «Миража», без всяких переводческих натяжек. Российская премьера состоится в конкурсе международного фестиваля дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске.
12. «Время» (Old)
М. Найт Шьямалан, США
Меланхоличный фантастический ужастик на грани, как это водится у Шьямалана, между дичью и гениальностью. О старении – как метафизическом, не физиологическом, феномене. Без прикрас, но и не без сентиментальности. Где-то глупо, где-то страшно, где-то потешно; если, посмотрев, недоуменно пожмёте плечами, пойму. Подробнее – здесь.
13. «Камешки» (Pebbles; Koozhangal; Pebbles in the Invisible River)
П.С. Винотрадж, Индия
Самый лаконичный эпос ever; подробнее – здесь.
14. «Привоз»
Ева Нейман, Украина
Док о легендарном одесском топониме, где взгляд автора, нежного и грустного поэта, прячется за лиричным и скандальным многоголосьем рынка-мифа. Одна из лучших киноэлегий на свете, рождённая – буквально – из сора и суеты. Короткое частное отступление: этой зимой на утреннем архивном сеансе в «Иллюзионе» я подвергся атаке безумного киномана, приставшего с вопросом: «А какой, на ваш взгляд, самый душераздирающий фильм на свете?» Разговор поддерживать не хотелось, от ответа я ускользнул, хотя он у меня есть – «Дом с башенкой», экранизация Фридриха Горенштейна, с Екатериной Голубевой (кажется, последняя её роль). Фильм Евы Нейман, умеющей – как умела это Кира Муратова, на съёмках у которой Нейман работала – задеть и ранить без агрессии, без манипуляции; от настоящей любви к равно и жалким, и великим людям.
15. «Медея»
Александр Зельдович, Россия
Античный эротический миф, разыгранный в межнациональном госкапиталистическом здесь и сейчас. Подробнее – здесь.
16. «Последняя "Милая Болгария"»
Алексей Федорченко, Россия
Коллажное, превращающее полотно экрана в затейливый калейдоскоп кино о кино, колёсах и коленцах истории, блистательная игра непереводимых кинематографических слов; подробнее – здесь.
17. «Паркет»
Александр Миндадзе, Россия – Польша
Высказывание великого реалиста и метафизика про смерть и любовь; подробнее – здесь.
18. «Земляничный особняк» (Strawberry Mansion)
Кентакер Одли, Альберт Бирни, США
Полёт в страну Фантазия; сказка на все случаи жизни; апофеоз авторского независимого кинопроизводства; подробнее – здесь.
19. «Обходные пути»
Екатерина Селенкина, Россия
Наэлектризованный и поэтичный портрет нелегальной профессии – и пейзаж большого города, не парадный, не симфония, но ноктюрн. Подробнее – здесь.
20. «Солнце будет завтра»
Роберт Дэф, Россия
Военный антивоенный фильм; жизнь человека под огнём; дебют, основанный на кровоточащей автобиографии; замешанная на сводках недавних новостей притча – открытие фестиваля «Амурская осень» в Благовещенске. Подробнее – здесь.
21. «Февраль» (Февруари; February; Février)
Камен Калев, Болгария – Франция
Авторский альманах из связанных неочевидными нитями историй; ласковый реквием канувшей Восточной Европе; тихая песня о Балканах (и мечте), которые мы потеряли.
22. «Рапана»
Виталий Суслин, Россия
Камерная городская драма мастера тонких сюжетов о людях с окраины (метафорически; действие «Рапаны» – в Москве, но кода – в переходе метро, где стираются границы между мегаполисом и необъятной посконной страной).
23. «Молоко птицы»
Евгений Марьян, Россия – Молдова
Миракль, мимикрирующий под социальное кино; самый небанальный дебют года; фильм с религиозным ощущением действительности – дай Бог, чтобы Марьян не оказался Звягинцевым.
24. «Джон и яма» (John and the Hole)
Паскуаль Систо, США
Ещё один впечатляющий дебют – абсурдистская трагикомедия о пацане из благополучной семьи, которому вдруг пришло в голову заточить родню в котлован. В пересказе можно принять за очередную под(д)елку под Лантимоса и модную фестивальную похрень («Джон и яма» входит в селекцию отменённого Каннского кинофестивая-2020, однако в титрах приписан к 2021-му), но нет; по-хорошему странное кино; ускользает от однозначных трактовок; бередит и не отпускает.
25. «Кто-то кого-то полюбит» (Mishehu Yohav Mishehu; All Eyes Off Me)
Хадас Бен Аройя, Израиль
Интимный дневник молодой израильтянки; максимально откровенный – каждому бы снимать секс так непринуждённо и достоверно. И с таким ненавязчивым погружением в психологию; тело – проводник, чтобы разобраться в себе; без окончательных выводов; в оргазме и растерянности.
26. «Ночь королей» (La nuit des rois)
Филипп Лакот, Франция – Кот-д'Ивуар – Канада – Сенегал
Невероятно, но факт: вот сказка про тюрьму и театр; про стихийную реинкарнацию мифа там, где меньше всего ожидаешь, в узилище, в темнице сырой, переполненной грязной смятенной плотью. Дух дышит, где хочет – и давно никто не снимал про это так безудержно, как уроженец промышленного Абиджана Лакот, прежде известный как режиссёр довольно безыскусного неореалистического эскиза «Run», показанного в каннском «Особом взгляде» 2014 года.
27. «Золотая жила» (Mother Lode)
Маттео Тортоне, Франция – Италия – Швейцария
И ещё классный дебют – очевидно, благополучного европейского режиссёра, взявшегося за эксплуатацию заброшенных перуанских шахт. Вроде бы, фестивальная конъюнктура, освоение популярных тем: постиндустриальная безнадёга, «смерть рабочего», раскаяние в «бремени белого человека». Притом потрясающее визуальное решение, апелляция к ритуалам, неподдельные характеры и редкое чувство киногении.
28. «Убийство в Корейском квартале» (Murder Death Koreatown)
США
Самый необъяснимый дебют – даже не года, а всех времён; фильм-анонимка, открытый для России фестивалем в Новой Голландии; хоррор, предельно чутко уловивший царствующую на всех фронтах шизофрению. Выдаётся за любительское видео чувака, заподозрившего у себя на районе нераскрытое преступление; чистое мокьюментари, авторство которого известно только фестивальным кураторам.
29. «Томас – прыгун в высоту» (Thomas der Hochspringer)
Лери Матехха, Германия
Сделанный в Германии дебют режиссёра-эстонки; уверенный выход на поле Михаэля Ханеке – в плане критики телесно-духовного европейского кризиса. Подробнее – здесь.
30. «Ссора» (Vazhakku; The Quarrel)
Санал Кумар Сасидхаран, Индия
Причудливый фантазийный экзерсис про семейные отношения от режиссёра «Сексуальной Дурги». Снят в лесу, очевидно, в вынужденных эпидемиологическими запретами условиях – и свидетельствует, что для вольного художника запреты значения не имеют.
31. «Северный ветер»
Рената Литвинова, Россия
Гипер-сказка, основанная на одноимённом спектакле; не без театральности, превращающей коммунальные коридоры в ветшающий волшебный замок; но театральность – одна из составляющих мира дивы-Ренаты.
32. «Лес призраков: Сатор» (Sator)
Джордан Грэм, США
Туманный ужастик, апофеоз инди-кино, где режиссёр, сценарист, оператор, монтажёр и композитор – один и тот же человек. Ведьмовское отродье!
33. «Лес: Вижу тебя повсюду» (Rengeteg – Mindenhol látlak)
Бенце Флигауф, Венгрия
Флигауф – непревзойдённый стилизатор, режиссёр-хамелеон, встретивший эпоху навязанной свыше самоизоляции клаустрофобическим альманахом из горьких новелл про отчуждение и дисконнект. Манифест безысходности, искупаемой виртуозным кинематографическим лаконизмом.
34. «Работник и хозяин» (El Empleado y el Patrón)
Мануэль Ньето Зас, Уругвай – Аргентина – Бразилия
Про классовые отношения на современном этапе – без борьбы, без ярости, с горечью обречённости. Киплинг писал: «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд. Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род, если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?» В живописном и ироничном очерке чуткого к человеческим слабостям Ньето Заса не осталось и сильных – все, и богатеи, и неимущие, равны в слабостях, но это определённо не то равенство, за которое ратует марксизм.
35. «Оазис» (Oaza)
Иван Икич, Сербия – Словения – Нидерланды – Босния и Герцеговина – Франция
Трёхактная история любви, ревности и мести, обжигающую и шокирующую остроту которой придаёт то, что разыграна она людьми с психическими особенностями. Политическая корректность отдыхает, когда говорят сердцем.
36. «Кометы» (I Comete; A Corsican Summer)
Паскаль Тоньяти, Франция
Мозаика кажущихся обыкновенными историй – покуда корсиканское солнце не раскалит их до взрывоопасности. Немного подробнее – здесь.
37. «Интрегальде» (Întregalde)
Раду Мунтеан, Румыния
Поехали как-то ответственные горожане в деревню, раздавать благотворительность, свернули, купившись на просьбу чудачка, не туда – и начался неспешный спуск в бытовую преисподнюю, которой может предстать самая заурядная провинция... Самый недооценённый их «модных» румын Мунтеан по-прежнему точен в социальной диагностике; и оторваться от его портретирования типажей и отношений невозможно – мало кто способен извлекать столько саспенса из внешне нейтральных ситуаций.
38. «Счастье вещей» (A felicidade das coisas)
Таис Фужинага, Бразилия
Конец лета, конец каникул, начало новой – беременность! – жизни, но всё равно закат; блестящая – при всей колористической сдержанности – драма; подробнее – здесь.
39. «Голубое сердце» (Blue Heart; Corazón azul)
Мигель Койула, Куба
Безумное кино для взрослых; хотя и детям не помешало бы – чтобы с ранних лет понимать, какой свободой владеет десятая муза. Фильм участвовал в конкурсе ММКФ и, боюсь, нигде больше его не увидеть – пусть останется в памяти молнией; подробнее – здесь.
40. «Первые 54 года. Сокращённый гид по военной оккупации» (The First 54 Years. An Abbreviated Manual for Military Occupation)
Ави Мограби, Франция – Германия – Израиль – Финляндия
Бескомпромиссное политическое исследование, проведённое выдающимся документалистом Мограби; злопыхатели вправе окрестить его «национал-предателем».
41. «Блинная машина»
Олег Мавроматти, США – Россия
Новая глава, фиксирующая увлечённость опального художника Мавроматти фриками-видеографами; новая глава новейшей больной истории страны – и мира.
42. «Остров Бергмана» (Bergman Island)
Мия Хансен-Лёве, Франция – Бельгия – Германия – Швеция – Мексика
Остров Форё, место паломничества туристов и кинематографистов, среди которых герои Вики Крисп и Тима Рота, супруги, чья история переплетается с историей придуманных героев. Наваждение гением Ингмара Бергмана – один из мотивов фильма, стартёр, запускающий сюжет. Однако на имитацию религиозных и плотских исканий шведского классика Хансен-Лёве не претендует; это не то, чтобы диалог с безжалостными исканиями Бергмана, но мягкая, признающая скромность своих художественных достоинств и осторожность психических проявлений, однако чарующая рефлексия – творчества, отношений, тоски по гармонии – в жизни и в кино.
43. «Не время умирать» (No Time to Die)
Кэри Йоджи Фукунага, США
Джеймс Бонд без хэппи энда; снятый на плёнку с редкой визуальной убедительностью; экшн, юмор, жонглирование шаблонами, осознание неизбежного конца. Хотя последний титр обещает продолжение; смерть – это не конец?
44. «Майор Гром. Чумной Доктор»
Олег Трофим, Россия
Залихватский русский комикс; подробнее – здесь.
45. «Гуляй, Вася! Свидание на Бали»
Роман Каримов, Россия
Сиквел разухабистой – и притом ни разу не грешащей в житейской правде – комедии; с выездом в заморский рай, где неожиданно обнаруживается рай советский.
46. «Те, кто желает мне смерти» (Those Who Wish Me Dead)
Тейлор Шеридан, США
«Иди вдоль ручья; ручьи впадают в реки, реки приводят в города» – такое наставление получает затерянный в лесу мальчишка, сын юриста, убитого власть предержащими злодеями, сам – опасный свидетель, по следу которого идут наёмные убийцы. Вокруг – дебри лесов Монтаны, природа – безучастна, люди – враждебны; помощь – только от травмированной пожарницы. ОК, Анджелина Джоли в неподвластном росе и огню макияже провоцирует на ухмылку, но в целом – уверенный, хватко держащийся корней крови и почвы нео-вестерн; остаётся в памяти сполохами огня.
47. «Суперзвезда» (France)
Брюно Дюмон, Франция – Германия – Италия – Бельгия
Гремучая смесь отвязной сатиры (цинично пинающей и без того бездыханное тело теленовостей из горячих точек) и бесстыдной мелодрамы о женщине, на век которой выпало тридцать три несчастья; нахальный синтез игрового кино с пресс-конференцией подлинного президента Макрона; отчаянная роль Леа Сейду. На самом деле, не понимаю, как относиться к фильму – как к курьёзу, демонстрирующему судорожные поиски Брюно Дюмоном свежего слова (от трагедий «Жизни Иисуса», «Человечности» etc – к фарсу «Кенкенов» и примитивистским мюзикл-ухмылкам жизнеописаний Девы Жанны), или как к действительно к новому слову в биографии одиозного режиссёра.
48. «Искушение» (Benedetta)
Пауль Верхувен, Франция – Бельгия – Нидерланды
Лесбийские страсти за стенами средневекового монастыря оказались поводом для запрета фильма 83-летнего классика в России. Но скорбеть об ужесточении цензуры уже надоело; не даёте увидеть в кино – посмотрим в сети (хотя до отказа в получении прокатного удостоверения фильм Верхувена успели показать в Иваново и на Стрелке). И оценим, что фирменные, обожаемые голландским экспертом в плоти, крови и христианской символике провокации – не самое главное в «Искушении». Главное – что неожиданно роднит Верхувена с поздним Форманом – это противостояние диктату, ода вольномыслию (и телесному в том числе). Опереточную же лубочность изображения спишем на преклонный возраст режиссёра.
49. «Жвалы» (Mandibules)
Квентен Дюпье, Франция – Бельгия
О мухе и людях; и, конечно, про дружбу – от долбанутого (в самом хорошем смысле слова) режиссёра, музыканта и абсурдиста. Подробнее – здесь.
50. «Главный герой» (Free Guy)
Шон Леви, США
Последней строкой – чисто голливудский продукт; комедийный экшн о вышедшем из-под контроля создателей персонаже компьютерной игры. Как в старые добрые времена.
BONUS – ЛУЧШИЙ РОССИЙСКИЙ КОРОТКИЙ МЕТР ГОДА ИЗ КОНКУРСНОЙ ПРОГРАММЫ ФЕСТИВАЛЯ «КОРОЧЕ»
«Авако» Ксения Пчелинцева / «Белый гетеросексуальный мужчина» Глеб Росс / «Боксбалет» Антон Дьяков / «Бродяга Бро» Пётр Тимофеев / «Вадим на прогулке» Саша Свирский / «Жизнь» Давид Топурия / «За молоком» Михаил Вирон / «Зимний фильм» Фёдор Выродов, Юрий Михайлин / «...змеи в унитазе» Алёна Саакян / «Инопланетяне среди нас. Леонардо» Анастасия Завадская / «Как разжечь потухший огонь» Сергей Филатов / «Комната судьбы» Анастасия Шахватова / «Марс 0037» Мария Пиотровская / «Мечты» Ирина Туманова / «Может ли подсолнух отвернуться от солнца?» Сергей Руссол, Владимир Еремин / «Мой друг тигр» Татьяна Киселёва / «Женщина, Мужчина, Мужчина и еще одна Женщина» Сергей Овечко / «Неделя» Юлия Пак / «Огни Москвы» Кирилл Глущенко / «Один день в году» Александра Лупашко / «Патриотка» Аня Крайс / «Перекрёсток» Анна Носатова / «Песочница» Гарри Бардин / «Подходящий день» Екатерина Шупик / «Пой» Сергей Швыдкой / «Полина» Дарья Михайлова / «Полосатый» Татьяна Астапова / «Сила искусства» Мария Цветкова / «Теплица» Андрей Лукьянов / «Трактат о бабочках» Александр Лаврентьев / «Фаза» Кирилл Лукин / «Часть меня» Анна Рыжкова / «Это так работает» Дмитрий Голубничий / «Я слой» Анатолий Воронов / «Fлюгер» Антон Филипенко