Сказочное кино #2


Вадим Рутковский
8 October 2023

С 10 по 16 октября в московском кинотеатре «Октябрь» (а с 19 по 22 – в Петербурге, Краснодаре и Новосибирске) проходит второй кинофестиваль КАРО. Арт: в программе свежие авторские хиты и радикальная классика

На открытии КАРО.Арт #2 – каннское ретро-фэнтэзи «Химера» Аличе Рорвахер, на закрытии – уникальная «Сказка» Александра Сокурова; между ними – программы «Новое кино Италии», «Каннские премьеры», «Классика», «Короткий метр» и московские премьеры лучших отечественных картин, объединённых в секцию «Остров русский»


Программирование КАРО.Арт #2 заставляет выбирать – большинство показов идёт параллельно.

Вот какой сет – в порядке выхода на фестивальный экран – предложил бы я. Учитывая, что часть фильмов фестиваля, включая «Анатомию падения», обладателя «Золотой Пальмовой ветви», появится в прокате. А открывающая фестиваль «Химера», если верить местным выходным данным, длится на семь минут короче оригинальной версии; может, просто ошибка, а может, вмешалась лютующая в России цензура. * Программный директор Сергей Дёшин заверяет, что Аличе не резали!


Вопреки обычному бегу за новым и современным, предлагаю сконцентрировать внимание на фильмах прошлого; другого случая увидеть их на большом экране может не быть – и в этом тексте акцент на три шедевра ХХ века. Всего же, как и год назад, 8 cool-событий фестиваля.

1. «Блажь» Ильи Поволоцкого


Единственный российский фильм на Каннском фестивале 2023-го года: игровой дебют автора документальной «Пены» был показан в «Двухнедельнике режиссёров». Много эффектных, тщательно и сложно выстроенных кадров; пробирающий электронный саундтрек Зуркаса Теплы; человеческая физиология, великая красота северной природы и мучительная духовность; артист Гела Читава из «Шультеса» и красивая и злая дебютантка Мария Лукьянова в ролях отца и дочери, разъезжающих по отдалённым населённым пунктам с кино-видео-передвижкой. Сюжет диковат: в 2022-м герои, живущие в машине, вечные такие путешественники, зарабатывают, продавая дальнобоям и просто жителям посёлков dvd (на чём их смотреть-то?) с порно (тогда как даже на окраине Петропавловска можно поймать бесплатный вайфай: сиди и рукоблудь сколько хочешь). Плюс показывают под открытым небом в степях и тех же посёлках «Брата» и «Ещё по одной».

С одной стороны, несказанно изощрённо, с другой есть ощущение высокохудожественного фейка – нового Звягинцева для загранки.

Но это случай, когда стоит разобраться самим, не полагаясь на критиков. Из безусловных плюсов – аж два упоминания лучшего города Земли (моего родного Воронежа).


Идёт 11 октября в 20.00 параллельно с величайшим «Парижем, Техасом» Вима Вендерса (но он когда-то попал даже в советский прокат, и я только в кино успел захватить его раза три, не меньше, поэтому эгоистично в список рекомендаций не включил), хулиганским «Молодым папой» Абеля Феррары с Шайей ЛаБёфом, видеоработами Shortparis и индийской драмой «Семья» Дона Палатхары, участвовавшего два года назад в конкурсе ММКФ.

2. «Большая жратва» Марко Феррери


Одна из главных кинопровокаций всех времён; шок не только для 1973-го, но и для 2023-го года;

и тошнотворная, и магнетическая оргия – как платформа антибуржуазной сатиры.

Разнообразным непотребствам предаётся квартет великих артистов: Филипп Нуаре, Марчелло Мастроянни, Уго Тоньяцци, Мишель Пикколи.


Идёт 12 октября в 19.30 параллельно с «Отпуском в октябре» Романа Михайлова, поэтической хроникой погружения в неведомое «Дыра» Микеланджело Фраммартино и снятой на бельгийские средства драмой-хоррорм «Омен» конголезского рэпера Балоджи.

3. «Скарлет» Пьетро Марчелло


Один из самых амбициозных итальянских режиссёров, последний романтик и смурной поэт экранизирует «Алые паруса» Александра Грина. Кайф – как от школьного исполнения наивной и пронзительной песни с припевом «Ты представь, будто я Ассоль. / Ну а я – капитан Грей. / Будь сладка ты, морская соль, / от нее стали мы добрей».

Правда, наивность у Марчелло – умная игра, тем не менее, устоять сложно.

Идёт 13 октября в 21.00 параллельно с «Крецулом» Александры Лихачёвой, каннским победителем «Анатомия падения» Жюстин Трие и ещё одной классической провокацией Марко Феррери «Диллинджер мёртв».

4. «Сатанинское танго» Белы Тарра


Семь с лишним часов завораживающей и жуткой чёрно-белой венгерской медитации

по эпическому роману Ласло Краснахоркаи; абсолютный, хотя и, мягко говоря, непростой для восприятия шедевр.

Идёт 13 октября в 23.30 и не наслаивается ни на что; осилить «Сатанинское танго» за одну ночь – вызов для крепких духом синефилов. * за день до открытия фестиваля и уже после публикации этого текста Бела Тарр  лично снял фильм из программы; искренне и глубоко сочувствую организаторам

5. «Долина Авраама» Мануэла ди Оливейры


Трёхчасовой ретро-роман главного португальского режиссёра всех времён (и одного из главных режиссёров мира);

история госпожи Эмы, имевшей мужа и любовников;

подробное, ироничное, изысканно театрализованное кино.

Идёт 14 октября в 14.00 параллельно с «Похитителями велосипедов» Витторио Де Сики; адресовано, конечно, той же аудитории, что и «Сатанинское танго» – серьёзная проверка синефильской выносливости.

6. «Год рождения» Михаила Местецкого


Рок-фантасмагория с Эльдаром Калимулиным и Юрой Борисовым в роли отпилившего себе голову панка по прозвищу Сопля.

У меня с чувством юмора Михаила Местецкого обычно не очень, но пропустить такой музыкально-драматический отрыв не решусь.


Идёт 14 октября в 17.00 параллельно с экспериментальным фильмом Андрея Сильвестрова «Вверх, вниз».

7. «Лиссабон» Светланы Филипповой


Обожаемая мной кинокартина;

кому-то кажется старомодной – идите с такими суждениями, вероятно, к дьяволу.

Подробно – в репортаже об итогах фестиваля в Выборге.

Идёт 15 октября в 15.00 немного наслаиваясь на эталонную классику Робера Бресона «Наудачу, Бальтазар».

8. «Сказка» Александра Сокурова


Неописуемый человеческим языком трип по загробному миру для тиранов.

Закрывает фестиваль 15 октября в 19.30 – и лучшей коды смотру авторского кино не найти. * И этого фильма не будет; узнал за два дня до окончания фестиваля из телеграм-канала Александра Сокурова: «Только что поступило сообщение из Москвы: Минкульт запретил показ фильма «Сказка» 15 октября в Москве на международном фестивале КАРО.Арт.

Сейчас мы пытаемся выяснить мотивировки. Предстоят большие проблемы в жизни - как в советские времена, когда все мои работы были запрещены к показу.

Время моей жизни опять остановилось. Не прошу о помощи: как прежде, мне никто не сможет помочь.

Очевидно, впереди отказ на выдачу «Сказке» прокатного удостоверения - цезурный запрет на показ фильма у меня на родине. И негласный запрет на показ всех моих кинематографических работ, созданных ранее.

Я не просто протестую против цензуры - я заявляю протест против нарушения моего конституционного права свободного общения моих произведений с соотечественниками».